«Сижу немытая и голодная!» Как саратовцы оказываются в «газовой изоляции» и может ли им кто-нибудь помочь?
В домах на улице Навашина и на улице Артиллерийской отключили газ почти на две недели – в конце марта наледь, сошедшая с крыши, повредила газовую трубу, за пуск «голубого топлива» газовики потребовали заключить договоры на обслуживание газового оборудования. В доме номер 26а по улице Деловой девять квартир сидят без газа с 28 марта. В марте без газа остались жители домов №13 и №2 по 1-му Соколовогорскому проезду. Причиной отключения газа в других домах становились аварийные ситуации. Практически во всех случаях жители оказывались буквально в «изоляции». Как в оккупации – Как я живу? Немытая и голодная. Две недели сухомятку ем! – Клавдии Христофоровне, жительнице дома №10 по улице Навашина, уже за 80. С 3 по 15 апреля в доме, где живет пожилая женщина, а также в двух соседних был отключен газ. В домах этих – на Навашина и Артиллерийской – нет горячей воды, только газовые колонки. Больше половины жителей – пенсионеры, часть из них – одинокие. Другая часть жителей – семьи с детьми. Кто смог, на время «катаклизма» уехали к родственникам. Остальные перебивались как могли: грели воду в электрических чайниках, готовили еду в пароварках, микроволновках, мультиварках. Клавдия Христофоровна У Валентины Антиповой ни мультиварки, ни электрического чайника нет. – В магазине покупаю что варить не надо – когда холодец, когда блинчики замороженные, в микроволновке разогреваю, – объясняет Валентина Марковна. – Купила себе маленький кипятильничек. В банке воду кипячу – вот и чай! Один раз даже супчик себе сварила кипятильничком. В маленькой кастрюле вскипятила воду, покрошила туда картошки, бульонный кубик бросила – мясо, конечно, не сваришь – во какой супчик получился! Валентина Антипова В последний раз Антипова оказывалась в похожей ситуации в «лихие девяностые» – с мужем и сыном они жили в южном Казахстане. Часто оставались без света и газа. Готовили во дворе на костре, «все кастрюли были в копоти». За те 15 минут в сутки, на которые в домах появлялись блага цивилизации, успевали нагреть воды – в термос, чтобы разводить для внучки детское питание. – Только с тех пор Казахстан вон куда ушел и процветает, а мы всё как в оккупации! – возмущается пенсионерка. – В моем подъезде, во второй квартире, живет одинокий дедушка, – рассказывает местный житель Александр. – У него ни плитки, ни электрического чайника. Как выживает, не понимаю. В третьей квартире – бабушка, ей хотя бы дочь приносит поесть. Договор на обслуживание. Цена вопроса По словам Александра, первым отключили газ в доме №1 по улице Артиллерийской. – Месяц назад или чуть побольше с крыши упал снег, повредил газовую трубу, – объясняет местный житель. – Тогда проблему быстро решили: кран поставили временный, газ дали. Потом приехали из «Саратовгаза» – потребовали кран заменить. – Ну и лиха беда начало! – поддерживает его сосед Игорь. – Сначала написали: отключение на время ремонтных работ, по завершении ремонта газ дадут. Потом появилось объявление: пока каждая квартира не заключит договор на обслуживание газового оборудования, то ничего включено не будет. Они оказались в доминирующем положении, так как имеют доступ к трубе, имеют пломбы, а нам как послушным гражданам оставалось ждать, чем дело закончится. – Нам извещения о заключении договора еще зимой приходили, – рассказывает 85-летний житель дома №10 на Навашина (не представился). – Договор на обслуживание мы заключили тогда же. Без газа сидим, как и все. Со мной живут внучка и правнучка. Так внучка уехала жить к друзьям в Заводской. И каждый день возит ребенка в сад сюда, на СХИ. Валентина Марковна договор на обслуживание газового оборудования с «Саратовгазом» также заключила в декабре. – С меня тогда взяли 265 рублей и с моей соседки тоже, – говорит она. – А в этот раз пришли и у другой соседки потребовали 700. А когда она им возразила – с соседей-то меньше взяли! – мастер согласился: ну, давайте 265 рублей! По словам Александра, договоры все жители заключили в течение первой недели без газа. Но это ни к чему не привело – работы по опрессовке и плановой проверке газового оборудования всё равно растянулись почти на две недели. – Понимаете, отключать и опломбировать они приехали всей толпой, вот тут на пенечках сидели, – кивает в сторону детской площадки местный житель Олег. – А проверять оборудование ходит один человек. В два приезжает, а в пять у него рабочий день заканчивается. По выходным, когда все дома и можно все проверить быстро, мастера не работают. Александр с ним согласен: – Договорились с мастером, что в пятницу он пройдет наш стояк. Я обежал всех соседей, попросил, чтобы были дома. Все отпросились с работы, взяли отгулы за свой счет. И что вы думаете? Никто не пришел! Нехорошая квартира – Нашему стояку, может, и раньше включили бы газ, – объясняет Александр. – Но у нас на первом этаже есть строптивые соседи, которые ни в какую этот договор с газовиками заключать не хотят. Ровно такой же случай с «нехорошей квартирой» произошел на Деловой, в доме №26а. – В начале марта в подъезде пахло газом, – рассказывает Елена. – Мы вызвали аварийку. Газом пахнуть перестало. Потом газ отключили: выяснилось, что стояк не прошел опрессовку. Оказалось, что вроде бы виноваты соседи со второго этажа – они там сделали какой-то суперремонт и самовольно вырезали кусок газовой трубы, – но это всё по слухам, поскольку точной информации нам никто не дает. Из-за них газ отключили всему стояку. С 28 марта газа нет вообще. Соседи в этой квартире не живут, на контакт не идут. Только оставили нам записку, из которой выходит, что это газовики виноваты. А мы без газа сидим, и никто ничего сделать не может. В поисках правды и помощи За те две недели, что жильцы домов на Навашина и Артиллерийской сидели без газа, они успели обзвонить кучу инстанций – оставили свое обращение в приемной главы города Михаила Исаева, составили обращение в городскую прокуратуру. Даже писали сообщения в соцсети депутату облдумы, коммунисту Николаю Бондаренко, обращались в СМИ. А районному подразделению саратовских газовиков просто «оборвали телефон» – с некоторых пор при упоминании домов на Навашина там стали бросать трубки, рассказывают жильцы. Во втором случае саратовцы не нашли помощи ни у кого. – «Саратовгаз» нам говорит: решайте проблему с соседями, – объясняет Елена. – Соседи дома не живут. Если бы жили, их бы тут порвали, наверное. К главе АТСЖ Ленинского района, чтобы он как-то на ситуацию повлиял, не пробиться. Такое чувство, что этого человека от нас скрывают. Мы написали коллективную жалобу в районную администрацию. Жалобу у нас приняли, потому что не имеют права отказать. Но сразу сказали, что пришли мы не по адресу. Потом мы пошли к участковому. Он нам в ответ: я эти вопросы не решаю. Горгаз квартиру вскрыть не может – частная собственность. Мы пошли в прокуратуру Ленинского района. Помощник прокурора нас выслушал, но обращение не принял – велел положить коллективную жалобу в ящичек, дескать, вечером эти обращения им раздадут. Мы звонили ему в следующий четверг, услышали – вопрос решается. В прошлый вторник должна была прийти комиссия. Но никого не было. Газа у нас нет до сих пор. Мы готовим на плитке, и это тяжело, да и материально затратно. У всех маленькие дети. «Саратовгаз»: Учитесь договариваться с соседями В ОАО «Саратовгаз» комментируют ситуацию в целом: ситуация, когда после восстановительных работ оборудование проходит проверку, стандартная. Если специалисты обнаруживают неисправное газовое оборудование, топливо не подается до устранения поломки. При этом, подчеркивают в компании, мастера не имеют права войти в квартиру, если у жильцов не заключен договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Подать газ без такой проверки тоже невозможно – вдруг там неисправность, которая приведёт к трагедии? Стоимость договора на обслуживание может быть разная – в зависимости от того, какое газовое оборудование в квартире имеется. Прайс-лист можно посмотреть на сайте компании. – Наши специалисты точно не берут больше денег, чем заявлено в прайсе, – говорит пресс-секретарь АО «Саратовгаз» Елена Голубева. – Если вы подозреваете человека в мошенничестве, проверьте – есть ли у него удостоверение. И позвоните в компанию, узнайте, ведутся ли по вашему адресу работы. По поводу «строптивых соседей» из «нехороших квартир» у газовиков совет однозначный: учитесь договариваться с соседями. Обвинения в том, что сотрудники слишком медленно работают и «отключенцам» приходится ждать голубого топлива неделями, газовики не принимают. – Мы тоже не можем спрогнозировать то время, которое мы потратим на обслуживание оборудования в одной квартире, – говорит Голубева. – В одной квартире проверка займет 15 минут, в другой мастер может задержаться и на полтора часа. График может сдвигаться, но мы стараемся соответствовать. Вы же понимаете, мы не заинтересованы в том, чтобы люди сидели без газа.