Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыНовости МосквыОтдых в РоссииФутболПолитикаОтдых за границейХоккейОбществоЛайфхакиАктерыЕдаПроисшествияЛичный опытКрасотаНаука и техникаПсихологияШоу-бизнесВоенные новостиЭкономикаТрендыИгрыАналитикаКомпанииЛичный счетНедвижимостьФигурное катаниеДетиДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Российское тяжелое машиностроение всё увереннее чувствует себя на внутреннем рынке

Антон Онучин Российское тяжелое машиностроение всё увереннее чувствует себя на внутреннем рынкеВ машиностроительном секторе по-прежнему наблюдается сильная волатильность: предприятия показывали неравномерный результат. В 2018 году, по данным Росстата, рост выпуска товарной продукции составил 1,2%, годом ранее этот показатель был на уровне 5,6%. Наихудший результат показал сегмент сельскохозяйственной техники. В то же время транспортное машиностроение увеличило объемы производства продукции на 33%. Особенно удачным год оказался для АО «Трансмашхолдинг», которое реализовало товаров и услуг на 44% больше, чем в 2017 году, значительный рост показателей по итогам года ожидали и «Уральские локомотивы» (совместное предприятие компании «Синара» и Siemens). 2018 год стал переломным и для отрасли тяжелого машиностроения – впервые с момента создания подконтрольная Газпромбанку ГК «УЗТМ-Картэкс», специализирующаяся на выпуске горного оборудования, вышла в безубыточную зону и значительно нарастила долю в своих традиционных сегментах: на рынке канатных экскаваторов – до 77%, дробильно-размольного оборудования – до 50%. К такому результату компания шла четыре года. Питер–Екатеринбург – поехали! Дивизион горного оборудования Газпромбанка был сформирован в 2015 году, распоряжение о его создании подписал председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов. В группу компаний «УЗТМ-КАРТЭКС» вошли ведущие производители горного оборудования – Уралмашзавод (УЗТМ, Екатеринбург) и «ИЗ-Картэкс им. П.Г. Коробкова» (Санкт-Петербург). Чуть позже к ним присоединилось ООО «ОМЗ–Литейное производство» (Санкт-Петербург), которое сейчас обеспечивает предприятия группы крупнотоннажными и крупногабаритными отливками. Вопрос импортозамещения в сегменте горного оборудования на тот момент стоял остро: риск монополизации рынка иностранными производителями ставил под угрозу базовую отрасль экономики – добычу полезных ископаемых. Технологическое отставание, потеря связи с рынком, которые возникли в результате длительного отсутствия постоянной производственной загрузки, не позволяли российским производителям в полном объеме конкурировать с зарубежными поставщиками. Создание успешного промышленного кластера по производству техники для добычи и переработки полезных ископаемых – такую стратегическую цель поставил перед руководством управляющей компании «УЗТМ-Картэкс» председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов. Он лично контролирует ход реализации проекта, регулярно проводит совещания по вопросам развития компании и ее финансово‑экономического состояния. Утвержденная им концепция развития компании предполагала три основных направления работы: концентрацию работы в целевом сегменте, фокус на рост контрактации и изменение принципов работы с внешним рынком, а также повышение эффективности производства, в том числе за счет внедрения современных технологий и оптимизации процессов. Перезагрузка Процесс возвращения предприятий группы на рынок начался с модернизации производственных мощностей: технологическое отставание не позволяло обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. В общей сложности Газпромбанк инвестировал в переоснащение, ремонты цехов и бытовых помещений, информационные технологии, разработку новых видов продукции более 10 млрд руб. В 2017 году на питерском предприятии завершилась масштабная инвестиционная программа, в рамках которой значительно обновлен станочный парк, приобретено более 20 единиц оборудования мировых производителей: Mori Seiki, Liebherr, Skoda, Zayer, Gleason Pfauter, Hermle, Sirmu, Niles, Weiler, Pietro Carnaghi, WFL, IGM и др. На Уралмашзаводе процесс техперевооружения начался в 2015 году, с запуска нового цеха термообработки, но основной этап реконструкции ведущих площадок – механообрабатывающего и сварочного производств стартовал в конце 2017 года. Общая стоимость инвестиционной программы оценивается почти в 2 млрд руб. Для сварочного производства приобретены современные машины и сварочные аппараты с новейшими системами управления. Для механообрабатывающего производства – одной из основных площадок УЗТМ – закуплено пять новых современных станков. Первый из них – Рама Speedram 1000 – уже введен в эксплуатацию, монтаж еще четырех центров от мировых производителей Pama, Pietro Carnaghi и Safop завершится через месяц. Как отмечают на УЗТМ-КАРТЭКС, ввод в эксплуатацию нового оборудования с полностью автоматическим управлением позволяет решить главную задачу – сделать качественный технологический рывок: внедрение современных технологий дает возможность значительно повысить качество продукции, снизить трудоемкость работ и себестоимость, увеличить производительность труда. Первые результаты перевооружения – рост производительности на 67%, сокращение срока изготовления экскаваторов с 12 до 5 месяцев. По словам генерального директора ГК «УЗТМ-КАРТЭКС» Яна Центера, перестройке подходов к работе с внешним рынком уделяется не меньшее внимание, чем вопросам по переоснащению производства. Следуя потребностям заказчиков, в 2018 году УЗТМ выпустил на рынок сразу несколько новых продуктов. Так, прошлым летом Уралмашзавод изготовил и отгрузил на Гайский ГОК (сырьевой актив УГМК-Холдинг) первую в своей истории шахтную подъемную машину, став единственным в России производителем такого типа оборудования. Запуск установки, которая в настоящее время монтируется на площадке комбината, запланирован на август. Емкость рынка ШПМ в 2018 году оценивалась более чем в 5 млрд руб. В прошлом году изготовлен и отгружен на площадку заказчика – ЗАО «Стройсервис» – первый в России гидравлический экскаватор УГЭ‑300, который в скором времени будет введен в опытно-промышленную эксплуатацию. Объем российского рынка гидравлических экскаваторов – 9 млрд руб., и он был распределен между иностранными поставщиками. Одновременно УЗТМ расширяет и продуктовые линейки в традиционных для завода сегментах. Разрабатывая новые модели экскаваторов, он ориентируется на потребность горняков в высокопроизводительном оборудовании: в конце декабря в промышленную эксплуатацию на Краснобродском разрезе УК «Кузбассразрезуголь» (входит в УГМК-Холдинг) введен карьерный гусеничный экскаватор ЭКГ‑35 с объемом ковша 35 м3. Ранее экскаваторы такого класса были представлены на рынке только зарубежными машинами. Новая продукция оказалась востребованной на рынке: в производство запущены еще два ЭКГ‑35 для «Кузбассразрезугля», портфель заказов на шахтные подъемные установки сформирован до 2021 года – в течение двух лет УЗТМ произведет для предприятий УГМК-Холдинг шесть машин разных модификаций и типоразмеров. «Руководство Газпромбанка последовательно в решении вопросов вывода предприятий группы на качественный уровень. Инвестирование в модернизацию производства, разработку новой техники – важный процесс, от которого зависит благополучие заводов, бесперебойность их работы», – говорит Ян Центер. По его словам, роль Газпромбанка не ограничивается только финансовыми вложениями в развитие предприятий. Предоставленные акционером коммуникационная площадка для выстраивания диалога с клиентами и инструменты контрактного финансирования позволили значительно нарастить контрактацию в целевом сегменте и, как следствие, обеспечить полную загрузку производственных мощностей на всех трех площадках. На одной волне с клиентом Размещая заказы на российских предприятиях, УГМК-Холдинг под руководством Андрея Козицына развивает отечественное машиностроениеУГМК-Холдинг Как отмечают в УЗТМ-Картэкс, новая модель взаимоотношений с заказчиками оборудования себя оправдала, и наряду с ростом объемов выпуска товарной продукции важным показателем восстановления доверия к отечественному машиностроению стали совместные разработки новой техники специалистов УЗТМ и клиентов, принимавших непосредственное участие на всех этапах проектов. При содействии специалистов ЗАО «Стройсервис» создавался первый в России гидравлический экскаватор. Благодаря АО «Карельский окатыш» (входит в ПАО «Северсталь») в портфеле «интеллектуального оборудования» Уралмашзавода в 2016 году появились конусные дробилки с полностью автоматическим режимом управления. Но самый большой опыт совместных разработок с российскими машиностроителями у предприятий УГМК-Холдинг: Гайский ГОК готовится к запуску первой ШПМ, УК «Кузбассразрезуголь» стала первым заказчиком таких знаковых для горнодобывающей промышленности и тяжелого машиностроения моделей, как ЭКГ‑18 и ЭКГ‑35. «Мы очень благодарны за помощь и поддержку руководству УГМК-Холдинг, его генеральному директору Андрею Анатольевичу Козицыну и коммерческому директору Игорю Геннадьевичу Кудряшкину. Для нас УГМК-Холдинг – это не просто самый крупный заказчик техники УЗТМ, это наш ключевой партнер, который делится с нами компетенциями, опытом, знаниями, помогает создавать и выводить на рынок новейшие образцы машин, востребованные рынком», – отмечает Ян Центер. Представители горнодобывающих компаний уверены, что потенциал у российского тяжелого машиностроения есть. «Конструкторы Уралмашзавода стараются учитывать все пожелания и требования, которые предъявляют специалисты нашей компании, имеющие богатый опыт эксплуатации различных экскаваторов как российского, так и зарубежного производства», – говорит Игорь Кирилов, начальник энергомеханического департамента АО «УК «Кузбассразрезуголь». По его словам, совместно созданный ЭКГ‑35 «показал себя с лучшей стороны» еще во время опытно-промышленной эксплуатации. Анатолий Ноздряков, менеджер по проектам управления производства концентрата и окатышей «Карельского окатыша», отмечает, что в последние годы Уралмашзавод заметно повысил внимание к клиентам, проводит постпродажное сопровождение своей продукции. «Качество дробилок производства Уралмашзавода нас устраивает. Основное его преимущество перед зарубежными поставщиками – надежность оборудования при меньших эксплуатационных затратах», – говорит Анатолий Ноздряков. Круг заказчиков группы растет. Первые дробилка и шаровая мельница с маркой УЗТМ будут поставлены западносибирскому горнорудному подразделению ЕВРАЗа, «ИЗ-Картэкс» начал прямые поставки крупнейшим предприятиям Монголии. В 2017 году первые два экскаватора ЭКГ‑20 приобрело ОАО ХК «СДС-Уголь», и уже в июле 2018 года компания заявила о высокой производительности машин: объем экскавации на разрезе «Первомайский» достиг 721 тыс. кубометров горной массы в месяц. Сейчас СДС-Уголь и УЗТМ ведут переговоры о поставке еще нескольких единиц техники. «Новые партнеры – всегда новый опыт, очень ценный для нас. В СДС-Уголь эффективно выстроена вся цепочка управления и, как результат, правильно организованные горные работы, что позволяет нашим машинам демонстрировать стабильно хорошие результаты производительности и обеспечивает высокий КТГ экскаваторов. Без сомнения, большая заслуга в этом президента компании Михаила Юрьевича Федяева», – отмечает глава УЗТМ-Картэкс. По его словам, сегодня предприятия УЗТМ-Картэкс обеспечивают техникой почти все крупные горнодобывающие компании России. В условиях постоянного спроса и наличия стабильной загрузки мощностей компания сосредоточится на решении таких важных задач, как повышение качества машин и развитие системы сервисного обслуживания – именно этого ждет от своего машиностроительного дивизиона руководство Газпромбанка. «Мы благодарны всем нашим заказчикам, которые верят в потенциал российского машиностроения, рекомендуют отечественную технику коллегам. Их уверенность в наших возможностях, компетенциях придает нам силы, уверенности в себе. И мы стараемся соответствовать их ожиданиям», – отметил Ян Центер.