Handelsblatt (Германия): российский партнер «Фольксвагена» ГАЗ борется за существование
В российской автомобильной компании ГАЗ царят страх и озлобление. Этот индустриальный гигант, основанный в Советском Союзе 90 лет назад при технологическим содействии «Форда», после введения санкций США борется за существование. «Завод во время войны бомбили немцы, и он выстоял. Но если компания до 4 июля не возобновит нормальное производство, у нее не будут шансов на выживание», — так однозначно описывает ситуацию владелец предприятия Олег Дерипаска. Чтобы спасти ГАЗ, он, по его собственным словам, готов уступить свои доли в предприятии. «Так же, как я это уже делал в прошлом», — отвечает олигарх во время осмотра предприятия в Нижнем Новгороде на запрос газеты «Хандельсблатт» (Handelsblatt). Дерипаске уже пришлось раз пойти на значительные уступки, после того как в апреле 2018 года из-за близости к Кремлю он был внесен в черный список американского министерства финансов. Вся его империя, охватывающая такие отросли, как сельское хозяйство, строительство, металлургия и машиностроение, попала под прицел властей США. На его самый главный актив, алюминиевый гигант «Русал», который он контролировал через инвестиционную компанию En+, было оказано давление. В результате всего за один день он потерял 25 % своей биржевой стоимости. Неуверенность у партнеров «Русала» была временами настолько велика, что заводу пришлось остановить поставки. В то время как в «Русале» скопились недельные запасы продукции, по всему миру цены на алюминий взлетели до небес. Лишь после сложных и длительных переговоров Дерипаске удалось добиться того, чтобы «Русал» и En+ в начале этого года вычеркнули из санкционного списка. Но цену за это пришлось заплатить немалую: он сам должен был безвозмездно уступить контрольный пакет в обеих компаниях. Чтобы защитить себя от дальнейших санкций, новые менеджеры «Русала» решили переместиться с расположенного в Ла-Манше острова Джерси в российский налоговый оазис Калининград, а также согласились на строительство в США завода за 1,7 миллиарда долларов. В случае с ГАЗом ситуации сложнее: по словам Дерипаски, он предложил похожую сделку, как с En+, но правительство США «не просигнализировало», чего оно собственно хочет. «С осени оно просто залегло на дно», никаких переговоров не ведется, жалуется миллиардер. Его слова, правда, не совпадают с утверждением министра финансов Антона Силуанова, заявившего в конце недели, что обе стороны ведут переговоры о решении проблемы. А у 40 тысяч сотрудников группы ГАЗ, руководимой бывшим управляющим «Магмы» (Magma) Зигфридом Вольфом (Siegfried Wolf), настроение колеблется между страхом, отчаянием и желанием дать отпор. Как посетовал один из сотрудников, во время ближайшего собрания коллектива речь должна была идти о перспективах, но их нет, пока грозят санкции, Под угрозой 400 тысяч рабочих мест «В этом цеху четыре конвейера, один из них остановлен, половина сотрудников уволилась, остальных мы распределили по другим участкам, но мы все боимся за свои рабочие места», — говорит Андрей Матясон, бригадир сварочного участка. С лета остановлено производство малотоннажных фургонов «Мерседес Бенц Спринтер» (Mercedes Benz Sprinter). Призрачно и удручающе выглядит законсервированная линия. После введения санкций один из ключевых поставщиков отказался от сотрудничества. Вслед за этим компания «Даймлер» остановила производство, чтобы найти нового поставщика. «Но что-то не особо упорно они ищут, видно, и сами боятся попасть под вторичные санкции», — считает Алексей, еще один сотрудник завода. Санкции США помешают нашему международному сотрудничеству «Куда нам податься, если завод закроют? Мы что, как в 90-е годы опять должны будем работать продавщицами?» — спрашивает член профкома Елена Сагустина. Если учесть смежные предприятия-поставщики, торговые и транспортные компании, то под угрозой 400 тысяч рабочих мест. «Это численность не такого уж маленького города», — напоминает начальник сборочного цеха Игорь Ростов. Проблема затрагивает и «Фольксваген». Его менеджеры собирались в этом году произвести 65 тысяч автомобилей. Это значительно больше четверти всего автомобильного производства в России. В 350-400 миллионов евро оценивает Гюнтер Хайден (Günther Heiden) инвестиции, вложенные с 2012 году в совместное предприятие. ГАЗ должен вырваться из санкционной спирали Хайден, австриец по национальности, перешел в 2014 году из «Магны» в ГАЗ и взял на себя руководство международными проектами. Сотрудничество с «Фольсваген» он считает успешным. «В 2018 году мы экспортировали в ЕС 25 тысяч легковых автомобилей, чем мы очень гордимся, потом что это свидетельствует о том, что мы работаем с высоким качеством»,— говорит 49-летний менеджер. Но дальнейшее развитие будет возможно, только если ГАЗ вырвется из санкционной спирали. Иначе конец любому сотрудничеству, и инвестиции пропадут даром. Даже полученная недавно отсрочка введения санкций мешает производству. Новые проекты и инвестиции приходится откладывать, а с поставщиками все время заново договариваться о краткосрочных акциях. Даже при производстве собственных автофургонов и грузовиков, которым ГАЗ занимается параллельно со сборкой автомобилей «Фольксваген», импортируются от 30 до 50 % компонентов в зависимости от модели. Без международной кооперации ГАЗ неконкурентоспособен. «Даже если завод будет национализирован», — считает Дерипаска. Он надеется, что после публикации отчета Мюллера в Вашингтоне произойдет переоценка ситуации. Но в случае с ГАЗом там значительно меньше давления изнутри, чем с «Русалом», когда из-за повышения цен на алюминий были затронуты интересы и местной промышленности. А в ситуации с ГАЗом страдают немецкие автопроизводители. А так как Дональд Трамп их и без того считает угрозой для национальной безопасности, то не исключено, что в Белом доме этот побочный ущерб для немцев будет воспринят с удовлетворением.