В России совершенствуется портовая инфраструктура
Семь из 10 крупнейших портов мира находятся в Китае. Грузооборот самого крупного из них - Шанхая - в 2018 году составил 560 миллионов тонн, это около 70 процентов оборота всех морских портов России, охвативших за то же время 816 миллионов тонн грузов. В России есть терминалы, оборудованные по последнему слову техники, которые без задержек способны обрабатывать огромное количество грузов. "Отличный пример - Усть-Лужский контейнерный терминал или порт Бронка. Оснащение соответствует международным стандартам, современное оборудование и автоматизация процессов ускоряют работу. Большинство портов и терминалов улучшают инфраструктуру, но делают это локально. Так, в одном и том же порту часто можно столкнуться с современной системой тайм-слотирования и работой остальных служб на уровне двадцатилетней давности", - рассказывает Василий Гуторов, менеджер по логистике транспортно-экспедиторской компании "СоюзХимТранс-Авто". За последние годы выросла пропускная способность российских портов, были запущены большие проекты, наиболее знаковые из них - порт Тамань, порт Сабетта, развитие порта Усть-Луга. "Происходит активное вливание инвестиций в развитие портовой инфраструктуры. Деньги идут как на модернизацию инфраструктуры, так и на расширение спектра услуг морского порта", - говорит Мария Колмыкова, руководитель проектов, направление "Оценка и финансовый консалтинг" Группы компаний SRG. Например, порт Мурманск за два года вырос почти в два раза, вышел на четвертое место в России по грузообороту, итог 2018 года - более 60 миллионов тонн груза. В порту Анапа, который всю жизнь был пассажирским, реализовали проект по строительству объекта "Пирс насыпной Анапа" для предоставления услуг по техническому обследованию грузовых и пассажирских судов. В акваторию порта теперь могут входить грузовые суда. За последние десять лет грузооборот в морских портах России вырос более чем в два раза По словам Вадима Топорова, замдиректора практики по работе с транспортными и инфраструктурными предприятиями КПМГ в России и СНГ, морские порты прибыльны и в денежных дотациях не нуждаются. От государства требуется создание комфортных условий регулирования, которые привлекут частных инвесторов, а также модерирование вопросов синхронизации развития портовой и железнодорожной инфраструктуры. Например, Новороссийский порт готов обслуживать больший объем грузов, но его сдерживают железнодорожные подходы. "Поддержка скорее нужна малодеятельным портам Дальнего Востока, обслуживающим каботаж и выполняющим социальную функцию по связи примыкающих городов с "большой землей". Еще отдельной категорией идет "ренессанс" Севморпути, где строительство терминалов с нуля, без господдержки будет затруднительно, но это скорее вопрос поддержки развития Арктики как таковой, а не какого-то отдельного порта в частности", - считает Игорь Смирнов, младший директор по корпоративным рейтингам "Эксперт РА". Практически все операции в портах рутинные и могут быть автоматизированы. "Наиболее значимые ИТ-решения для портов связаны с автоматизацией и внедрением электронного документооборота. В качестве примера можно привести использование систем искусственного интеллекта для управления движением и размещением грузов в порту, в том числе с помощью беспилотной техники, а также внедрение электронных коносаментов и электронного декларирования, в том числе с использованием технологии блокчейн", - рассказывает Вадим Топоров. За последние десять лет грузооборот в морских портах России вырос более чем в два раза, и это позволяет покупать и внедрять инновационные решения. Например, систему обмена данными о грузах на борту и времени прибытия судна в порт. Порт заранее получает информацию о расположении контейнеров на борту судна, что позволяет оптимизировать и ускорить разгрузочные операции на автомобильный и железнодорожный транспорт. Информация о местоположении судов, получаемая в режиме реального времени, обеспечивает планирование всех операций по обслуживанию судна: предоставление лоцманской проводки, буксиров и причала. Системы видеоаналитики и RFID/UWB-метки используются для контроля передвижения транспорта, грузов, а также персонала на территории. Они выявляют пересечение периметра, предотвращают наезд транспорта на персонал, оперативно выявляют факты повреждений грузов при транспортировке. "VR-тренажеры для операторов портовых кранов упрощают обучение персонала. В нескольких мировых портах мы внедрили систему удаленного управления кранами. Технология видеоаналитики распознает загрузку козловых кранов и передает информацию о готовности к погрузке для грузовиков. Один оператор может удаленно управлять сразу двумя козловыми кранами, что существенно увеличивает производительность труда", - говорит Максим Баранюк, эксперт центра компетенций в области судоходства Orange Business Services в России и СНГ. Производители и поставщики все больше озабочены тем, как быстрее и дешевле доставить товар. Возникают новые требования к инфраструктуре, все более важной становится порто-ориентированная логистика, она находится в рамках общего тренда по созданию и развитию гибких и распределенных сетей во всех сферах жизнедеятельности человека. "Россия здесь отстает в основном из-за административных барьеров и несовершенного законодательства, но это не должно смущать. Нужно продолжать работать в области развития современной инфраструктуры и логистики", - считает Иван Андриевский, вице-президент Российского союза инженеров.