На XVII Уральской горнопромышленной декаде положительным опытом поделился Сергей Корнилков, директор Института горного дела УрО РАН. Он предложил решать вопросы через общественные советы при надзорных органах и областных министерствах. Так, общественный совет Росприроднадзора помог решить проблему цементного завода. Предприятию под карьер выделили горный отвод четко по границам месторождения, не включив в него территорию под отвалы, технологические дороги и запретную зону разлета осколков. Если отвалы устроить в контуре отвода, потеряются запасы, а плата за "заграничные" земли ввиду конъюнктурного спроса тут же взлетит на порядок. После долгих переговоров в конце концов проект зарегистрировали. Выяснилось, что закон не предусматривает упрощенного оформления технических зон месторождений, и с аналогичными проблемами недропользователи сталкиваются не только на Урале, поэтому, по мнению представителей бизнеса и науки, назрела необходимость внесения поправок в закон о недрах и Земельный кодекс. Следующий пункт в планах того же общественного совета - урегулировать ситуацию с "Ураласбестом". Предприятие вынужденно сократило объемы добычи, соответственно скорректировав технические решения. Однако нормативы не предусматривают допустимых отклонений от проекта, поэтому Росприроднадзор настоятельно требует исправить всю проектно-техническую документацию и уже дважды выносил предписания. С необходимостью менять нормативные документы столкнулся и Качканарский ГОК. За пять лет только на Урале заморожены десять проектов, прошедших общественные слушания, - это недополученные 60 миллиардов рублей налогов в год - Я не раз спрашивал, какой умник придумал создать парковую зону на землях с разведанными перспективными запасами. Никто мне до сих пор не ответил, - признается Сергей Корнилков. Запуск стратегического для региона проекта - разработки Собственно-Качканарского месторождения - десятилетиями тормозили две проблемы: ценный кедрач и буддистский храм на горе Качканар. Но если с лесным департаментом недропользователь в конце концов договорился о возможности компенсировать вырубку - высадить молодые кедры на новом участке, то проблема с дацаном окончательно не решена. Кроме надзорных органов освоению природных запасов препятствуют общественники, зачастую ангажированные. Когда соблюдены, казалось бы, все условия эффективного недропользования: природные ресурсы разведаны, средства вложены, проект подготовлен, экспертизы пройдены, согласования получены, общественные слушания проведены, - вот тут бизнес зачастую спотыкается о социальный фактор. Не секрет, что протестные настроения довольно часто носят заказной характер и "активистов" поддерживают конкуренты. Чем это чревато? Потерями бизнеса и недополученными государством отчислениями, которые, по подсчетам экспертов, в федеральном масштабе за последние 15 лет вылились в триллионы рублей. По данным Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей, за пять лет только на Урале заморожены десять проектов, прошедших общественные слушания, - это недополученные 60 миллиардов рублей налогов в год. В то же время местные власти, как отмечает вице-президент Русской медной компании Юрий Король, часто уходят в сторону, не занимают в конфликте ничью сторону, хотя инвестиции в территорию, новые социальные объекты и рабочие места чиновникам нравятся. По предположению профессора экономического университета Галины Пахальчак, подвигнуть администрацию на работу с общественным мнением могло бы подписание соглашения с недропользователями с указанием сфер ответственности.