Блокада российского искусства: почему сейчас надо покупать отечественное
МОСКВА, 10 апр — РИА Новости, Ирина Овчинникова. Политическая ситуация и мода сказываются во всех сферах жизни, но, наверное, острее всего — в искусстве. Российские художники нуждаются в поддержке и получают ее — в том числе на аукционах. Один из них, "Герои нашего времени", состоится завтра в Московском музее современного искусства. О том, почему стоит покупать работы отечественных авторов и возможно ли импортозамещение на арт-рынке, — в материале РИА Новости. Проблемы решаемы "Россиянам уже мало — да и поздно — гордиться балетом и космосом, — считает Александр Шаров, директор 11.12 Gallery. — Возникает важный вопрос: что останется от нашего времени спустя годы? Мой ответ — современное искусство, которому сейчас, к сожалению, уделяют не так много внимания, как хотелось бы". У этого, по мнению эксперта, несколько причин: экономическая ситуация — коллекционеры не вкладывают деньги в искусство, мало спонсоров, верящих в пресловутое "светлое будущее". Не хватает и общения с мировым арт-сообществом. "Участие в международной выставке обходится в 40-100 тысяч евро, а при отсутствии гарантий, что работы удастся продать, на такие риски мало кто решается, — добавляет Александр. — Для художников же это оборачивается нелучшим образом — ведь "насмотренность" по интернету не получишь". Еще одна трудность для галеристов, которые часто выполняют для молодых художников менеджерские функции, — необходимость конкурировать с музеями, располагающими относительно большими бюджетами. Но продвигать, уверены многие, есть кого, и даже понятно, как именно. Аукцион в помощь "Надо направлять все усилия на создание насыщенной культурной программы внутри страны, — говорит Владимир Овчаренко, галерист, основатель и руководитель аукциона современного искусства VLADEY. — Я не сомневаюсь, что такое своеобразное импортозамещение раскроет скрытый потенциал российского искусства и позволит рано или поздно реализовать его на мировой арене". Аукцион "Герои нашего времени", который пройдет 11 апреля в ММОМА, игроки отечественного арт-рынка называют уникальным. "Обычно аукционы действуют на вторичном рынке, то есть продают работы одних коллекционеров другим, тем самым представляя интересы покупателей, — поясняет Сергей Попов, генеральный директор Pop/off/art gallery. — Но на "Героях" будут работы "первичные", отобранные из галерей. Это своеобразная попытка помочь непосредственно художникам". Интересен и набор лотов: только ныне живущие художники — и каждый представлен одной работой. Тут и мастера старшего поколения, такие как Зураб Церетели или Эрик Булатов и Ростислав Лебедев, и молодые авторы. "Получился обзор современного искусства России, — подчеркивает Сергей Попов. — Изучив лоты аукциона, можно понять, что сейчас у нас происходит". Искусство в блокаде? "Нельзя сказать, участвуют ли в российских аукционах иностранные покупатели, ведь торги часто проходят в условиях анонимности, — комментирует Сергей Гридчин, основатель галереи Gridchinhall. — Но ведь преград для этого нет никаких. Также как ничто не мешает художнику выйти на международный рынок. Реакция в основном такая: "Русский? Ничего, со всеми бывает". Эксперты согласны: мировой спрос на российских художников в данный момент не очень высок, тем не менее он есть, хоть и снизился по сравнению с концом нулевых. "Тогда были "тучные времена", денег не считали, а потом все схлопнулось", — отмечает Александр Шаров. Но есть и другие мнения. Так, Дмитрий Ханкин, основатель галереи "Триумф", уверен, что арт-рынок в России умер. "Сейчас за рубежом все российское токсично, — рассуждает эксперт. — Но дело еще и в том, что мы все в середине нулевых стали жертвами карго-культа: вешали на стены какие-то картины, наливали дорогое шампанское и приглашали гостей с крокодиловыми сумками". Новые смыслы "Айвазовский в XIX веке, до изобретения фотоаппарата, писал море. Теперь любой может сделать снимок, обработать его в редакторе и легко посоперничать с классиком, — говорит Владимир Овчаренко. — Сегодня искусство — это не фигуративная реалистичная картинка, а нечто большее — новые смыслы". По мнению эксперта, эти смыслы, возможно, не всегда сразу понятые и принятые, ищут коллекционеры. И именно такие смыслы готовы предложить российские художники. "Отечественное современное искусство на международной арене воспринимается больше как интересная экзотика, а не как крупное явление, — полагает кандидат искусствоведения доцент НИУ ВШЭ Павел Родькин. — Но нельзя недооценивать значение глобальной конъюнктуры — мода же легко может поменяться". Эксперт считает хорошим инструментом влияния продвижение бренда страны на государственном уровне — ведь в итоге современное искусство как раз и представляет страну в глазах мирового сообщества.