В России планируется ограничить свободный провоз сигарет
По оценкам специалистов, ежегодно в России нелегально продается около 20 миллиардов сигарет, это уже более 8 процентов всего рынка. Причем доля "серого" оборота выросла в два раза только за последний год. Государство теряет из-за нелегальной табачной продукции около 50 миллиардов рублей в год Выпускают нелегальные сигареты на тех же фабриках, что и легальные, но без акцизных марок. Также неучтенная табачная продукция попадает в Россию из ближнего и дальнего зарубежья, как правило, через страны ЕАЭС. Реализуют сигареты без акциза в палатках, на рынках или киосках "из-под полы" по ценам раза в два ниже легальных, например, по 50 рублей вместо 100. Государство теряет на этом около 50 миллиардов рублей в год. С 1 марта этого года в стране начала действовать система обязательной маркировки табачной продукции. Она позволяет выявлять уход от уплаты акцизов и поставки контрафактного табака. Но в дело вмешались граждане. Они перевозят сигареты, сигары и другую продукцию в личных вещах, причем в любых количествах, то есть, по сути, снабжают точки нелегальной торговли в обход официальных каналов. Вводимые ограничения, по мнению экспертов, прежде всего, затронут ввозимые сигареты из соседних стран, например, Беларуси и Казахстана. Там табачная продукция стоит заметно дешевле, чем в России, из-за несогласованной акцизной политики в ЕАЭС. "Инициатива депутатов представляется своевременной, учитывая возрастающую долю нелегальных сигарет из стран ЕАЭС в общем объеме нелегального рынка сигарет в России", - отметил в беседе с "РГ" Сергей Головко, вице-президент по корпоративным отношениям и коммуникациям JTI Россия, одного из крупнейших табачных производителей. Особенно велик объем нелегальных сигарет в приграничных регионах России. Однако есть проблема в инструментах контроля. "Перевозку немаркированных сигарет будет выявлять полиция при проверках на дорогах. Но сложно сказать, насколько такие проверки будут эффективны", - говорит заведующая лабораторией развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Корниенко.