В Конституции РФ вопросам местного самоуправления посвящена целая глава (статьи 130–133). Основной закон государства гарантирует, что органы МСУ самостоятельно решают проблемы городского хозяйства, формируют и утверждают бюджет, устанавливают территориальные налоги и сборы. До последнего времени в Екатеринбурге все эти вопросы находились в ведении мэрии, но в ближайшем будущем границы ответственности могут сместиться. Администрация мегаполиса собирается передать районам целый ряд новых функций. Возможные последствия реформы, её плюсы и минусы – в материале «АиФ-Урал». Ближе к людям? На прошлой неделе комиссия по местному самоуправлению гордумы Екатеринбурга одобрила проект о наделении руководителей районов дополнительными полномочиями. В документе прописаны 64 зоны ответственности, из них 29 – новые. Планируется, что главы территорий смогут разрабатывать стратегии экономического развития, влиять на формирование бюджета, учреждать и ликвидировать МУПы, заключать муниципальные контракты, предоставлять субсидии, предлагать новые местные налоги, контролировать муниципальный жилфонд и земляные работы, организовывать публичные слушания и ещё много чего. Заявлено, что на начальном этапе реформа не потребует дополнительных расходов из бюджета. Но в дальнейшем вместе с новыми обязанностями руководители районных управ могут получить и дополнительные деньги – за счёт перераспределения расходов города. Саму идею децентрализации власти и перераспределения полномочий сразу после своего избрания выдвинул мэр Александр Высокинский, хотя она принадлежит не ему. В 2014–2015 годах, во время конфронтации города и области, политики разных уровней уже предлагали поделить город на семь «княжеств» (по числу районов), в каждом из которых были бы своя дума, свой бюджет. Но в конце концов от этой мысли отказались. Возможно, свою роль сыграл не слишком удачный пример Челябинска. Есть также вариант, что имела место дань управленческим традициям: предшественники Высокинского (Аркадий Чернецкий и Александр Якоб) во времена своего правления, как правило, урезали районам полномочия. Но тренд изменился. «Дело в том, что глава района знает все хозяйственные процессы, которые происходят на «его» земле: он в курсе, где нужно добавить усилия, где убавить финансирование, а где стоит больше общаться с людьми, чтобы их слышать, - пояснил председатель комиссии по местному самоуправлению думы Екатеринбурга Алексей Вихарев. - Убеждён, что благодаря такому подходу качество и количество решённых вопросов возрастёт как минимум в два раза». Впрочем, с новыми «правилами игры» согласны не все народные избранники. «Децентрализация власти в крупном муниципалитете, приближение её к людям – дело обсуждаемое, - считает депутат гордумы Екатеринбурга Константин Киселёв. - Но если полномочия передавать, то нужно понимать – кому. Можно передать в никуда. Соответственно, в никуда уйдут деньги, а полномочия выполнены не будут». Слабые звенья В качестве примера парламентарий привёл Железнодорожный район. По его расчётам, из 492,2 млн рублей, которые тратятся на данную территорию, 100–150 млн уходят на содержание администрации (примерно 25%). Это зарплаты и премии, налоги, обслуживание зданий и офисов. То есть 137 сотрудников управы тратят на себя примерно по миллиону в год, осваивая лишь 350 млн. На каждый рубль, потраченный на содержание чиновников, приходится 3 рубля, которые идут непосредственно в район. Естественным образом встаёт вопрос об эффективности ведения хозяйства, ведь сама администрация ничего не зарабатывает. Кроме того, открытым остаётся вопрос об отчётности: информация о работе любой районной управы на 2/3 состоит из цифр, которые к чиновникам, по сути, отношения не имеют: количество новых магазинов, рост зарплаты на предприятиях, сколько детей посещают детские сады и школы и т. д. А некоторые новые полномочия районов сформулированы настолько расплывчато, что трактовать их можно как душе угодно. Часть народных избранников полагает, что в лице руководителей территорий мэрия нашла «стрелочников». «Во всех житейских проблемах горожан теперь будут виноваты администрации районов, а администрация города будет надувать щёки, делать удивлённое лицо и говорить «ай-ай-ай, а кто это сделал?», - прокомментировал ситуацию депутат гордумы Екатеринбурга Дмитрий Сергин. – Правда, проблема останется, потому как дополнительное финансирование в районы на решение насущных проблем жителей никто выделять не собирается. То, что сегодня представляется как усиление районных администраций, выглядит размыванием ответственности». Планируется, что при новом раскладе работу районных глав будет контролировать не только градоначальник, но и народные избранники. Возможно, именно поэтому депутаты «безропотно» дали добро на увеличение штата Счётной палаты Екатеринбурга. Сегодня в ней работает 10 человек, однако руководство СПЕ попросило дать денег ещё на 9 аудиторов. Но парламентарии решили, что это чересчур дорого, и согласовали на 2019 год лишь две дополнительные ставки. Если на одном из ближайших заседаний думы предложение мэра и комиссии МСУ будет одобрено большинством голосов, парламентарии вернутся к этому вопросу через год, чтобы подвести итоги и, возможно, внести какие-то коррективы. Как новая реформа будет работать на практике – покажет только время. Опыт минувших лет Депутат Свердловского Заксобрания, экс-глава Железнодорожного района Валентин Лаппо: - На самом деле большинство полномочий, которые передаются районам Екатеринбурга, у администраций районов уже были. Глава города, учитывая опыт минувших лет, предложил их конкретизировать для более жёсткого контроля, чтобы руководители несли персональную ответственность за результаты своей работы. Напомню, что до 2000 года у районных управ были свои бюджеты. Полномочия районных администраций имеют не политический, а хозяйственный характер. Не думаю, что их расширение – это возвращение к советской системе. Все рычаги власти всё равно остаются за городской администрацией, а отчитываться руководители районов будут перед главой города. Кому держать ответ? Доктор философских наук, почётный гражданин Свердловской области Анатолий Гайда: - Главная беда МСУ на Среднем Урале – отсутствие должного финансирования, следствием которого становятся проблемы в хозяйственной жизни: плохие дороги, ветхое жильё, трудности с вывозом мусора и многое другое. Не нужно забывать, что большинство муниципалитетов у нас – дотационные, они не зарабатывают. Руководители территорий, которые в большинстве своём хорошо знают друг друга, часто жалуются, что государство неправильно распределяет налоги, и в этом есть доля истины. Но одними налогами ситуацию не исправить, необходимо и самим прилагать усилия: развивать малый и средний бизнес, привлекать инвесторов, плотно работать с властями региона, участвовать в нацпроектах. Возможно, стоит усилить контроль со стороны государства за расходованием выделяемых средств, за теми ресурсами, которые есть, но используются территориями недостаточно эффективно. Каждый муниципалитет ищет свои пути. Например, сегодня почти все главы участвуют в согласительных комиссиях при формировании областного бюджета. Ряд вопросов местного самоуправления решается в области «в ручном режиме». Например, в ряде городов (в Асбесте, Среднеуральске, Белоярском ГО) имели место конфликты между главами и депутатами. Отсутствие конструктивной работы лишало жителей инвестиций, а стало быть – будущего. Вице-губернатор Сергей Бидонько лично выезжал в проблемные муниципалитеты, «разруливал» ситуацию. Порой хромает и качество подготовки управленцев. Руководить даже небольшой территорией – это большая ответственность, не только материальная, но и моральная, не каждый к ней готов. Что касается новых полномочий районам Екатеринбурга, то, уверен, эта мера при должном финансировании принесёт хорошие результаты. На главах территорий лежит большая ответственность. Но если раньше им приходилось обращаться в мэрию за каждым дополнительным рублём сверх сметы, просить, что-то доказывать, то теперь они будут более свободны в поисках решений. Раньше объезды города, которые регулярно практиковали Аркадий Чернецкий и Александр Якоб, превращались в настоящие шоу, и новый градоначальник от них не отказался. Но почему глава города должен сам ни свет ни заря объезжать все семь районов? Пусть это делают руководители территорий! Именно они должны заботиться о чистоте и порядке, им и держать ответ перед горожанами.