"Он точно был на Земле". Где именно находится рай
МОСКВА, 6 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов. Попытки найти Эдем с недавних пор предпринимают не только богословы, но и ученые — ведь по Библии райский сад находился на Земле. О том, где конкретно его ищут и что говорят по этому поводу "религии Писания" — иудаизм, христианство и ислам — в материале РИА Новости. Загадочные реки "И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал", — говорится в библейской Книге Бытия. Более того, в Писании указаны примерные ориентиры: большая река за пределами Эдема разветвлялась на четыре речки поменьше. Как минимум две из них достоверно известны и существуют по сей день. "Имя одной — Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах (некий драгоценный камень. — Прим. ред.) и камень оникс. Имя второй реки — Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки — Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река — Евфрат", — повествует Библия. Хиддекель — название реки Тигр на иврите; она, как и Евфрат, протекает по территориям современных Турции, Сирии и Ирака. А вот с речками Фисон и Гихон (или Геон) гораздо сложнее: ни на одной известной науке карте их попросту нет. "После грехопадения первых людей рай перестал быть нам доступен. Поэтому в Библии нет конкретных сведений о местоположении Эдема, там просто показано, что он когда-то был на Земле", — отмечает старший преподаватель кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Серебряков. Именно это обстоятельство и подвигало исследователей Библии в разные века искать место, где был Эдем. Причем регион поисков не ограничивался Ближним Востоком. Рай в горах Логично, что для поиска Эдема нужно "идти" вдоль упомянутых в Библии Евфрата и Тигра. Правда, есть одно но: откуда начинать маршрут? От устья, то есть от Персидского залива? Или от истока в Армянском нагорье? Мнения на этот счет разные. Самый очевидный вариант, основанный на буквальном прочтении Библии, — искать райский сад в Армянском нагорье. Именно там, по мнению библеиста Томаса Нельсона, находилась земля Хавила, через которую протекала река Фисон. В Книге Бытия говорится, что земля эта была богата золотом и ониксом. А где как не в горной местности их добывать? "Произошла величайшая катастрофа, возможно, потоп во времена Ноя — и с лица Земли были стерты следы упоминаемых рек, Фисона и Гихона", — предполагает Нельсон. Вероятно, русла этих рек попросту пересохли. Либо исчезли в результате землетрясений, которые весьма часты в этом регионе. В 2001 году археолог Майкл Сандерс заявил, что нашел следы древних рек — для этого ему пришлось проанализировать сотни снимков, сделанных НАСА. Его доводы выглядели убедительными, и, казалось, тайна Эдема близка к разгадке. Однако спустя несколько месяцев исследователь начал буквально сыпать "сенсациями": то он "нашел" храм Соломона, то Ноев ковчег, то Содом и Гоморру. Серьезные ученые просто перестали ему доверять. В том же году британский археолог Дэвид Рол предположил, что под названием Фисон или Гихон скрывается современная река Аракс, берущая свое начало как раз в Армянском нагорье и протекающая через Турцию, Армению, Иран и Азербайджан. Ученый сопоставил расположение Аракса относительно Тигра и Евфрата, а также изучил свидетельства о реке древних евреев и их соседей. Впрочем, и эту версию многие раскритиковали — нет достоверных археологических сведений. Ближневосточный пятачок "Эдем, если говорить о его культурологической ценности, — одно из центральных мест обсуждения как классического, так и каббалистического (мистического) комментария к Пятикнижию (Торе). Согласно классическому прочтению, он находился где-то в Месопотамии. С точки зрения каббалы (эзотерического учения в иудаизме. — Прим. ред.), существует прорва всяких комментариев, по-разному толкующих данные в Торе ориентиры. Есть даже версия, что Эдем находился в районе Иерусалима. Но в целом поиски ведутся вокруг одного и того же ближневосточного пятачка", — поясняет глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин. Почему именно в Месопотамии? Этот регион в древние времена был очень плодородным (само название переводится как "земля между двух рек"), именно там, как полагают историки, появились первые в мире города. Там же, скорее всего, 14 тысяч лет назад возникло земледелие. Но как в таком случае быть с реками? Американский археолог Юринс Заринс в 1996 году принялся искать Эдем в устье Евфрата и Тигра, предположив, что "река для орошения рая" — это не что иное, как Персидский залив. По его мнению, то место, где когда-то мог быть райский сад, находится на морском дне. Рекой Гихон, предполагает профессор, является Карун в Иране. Фисоном могла быть высохшая река Вади-Батин, которая, как выяснили археологи, тысячелетия назад орошала восточную и центральную части Аравийского полуострова. Тайна страны Дильмун Одну из подсказок, где искать Эдем, исследователи обнаружили в шумерской мифологии, которая имеет немало параллелей с библейским повествованием. Согласно "Эпосу о Гильгамеше", одному из древнейших литературных произведений, райский сад мог находиться в стране Дильмун — именно оттуда, как полагали шумеры, произошло человечество. С Дильмуном четыре тысячи лет Шумерское государство вело торговлю, о чем свидетельствуют найденные археологами надписи. Оттуда в Месопотамию привозили медь и драгоценные камни. Вот только непонятно, где конкретно находилась эта страна. Одни полагают, что на острове Бахрейн в Персидском заливе, о чем свидетельствуют найденные остатки керамики. Другие считают, что на острове Файлака в том же заливе, на территории современного Кувейта. "В Бронзовую эпоху на Файлаке находился храм бога Инзака, главного божества Дильмуна, о чем свидетельствует клинопись и протоарамейский язык", — отмечают специалисты Института археологии Академии наук Словакии, проводившие раскопки. Правда, следы дильмунской культуры ученые находили не только на Аравийском полуострове, но и на побережье Ирана и Пакистана. Это породило предположение, что загадочные реки Фисон и Гихон — Инд и Ганг. Об этом, кстати, упоминал еще иудейский историк I века нашей эры Иосиф Флавий. "Эдем уже не тот" Несмотря на то что, помимо иудеев, поисками райского сада не менее активно занимались и христиане, и мусульмане, до сих пор остается открытым вопрос не только о его местонахождении, но даже о том, что он конкретно собой представлял. "На иврите "рай" — "иден". Очень трудно сказать, какова его этимология. Поэтому сейчас в иудаизме "другой рай": то, что в наше время называется "райским садом". То есть это уже не географическое понятие, а скорее метафизическое. С точки зрения каббалы это место, находящееся в "одном из высших миров", то есть некое пристанище душ", — отмечает Борух Горин. В христианстве же на этот счет много веков идут споры. Основных версий две: либо Эдем был на Земле, но его уничтожил Всемирный потоп, либо Бог "изъял" его из мира. "Согласно этой версии, рай нам недоступен. Но те, кто прославил себя святостью, туда попадают. В Писании есть намеки, что там побывал апостол Павел. Разбойник, распятый со Христом, тоже там оказался", — замечает диакон Николай Серебряков. Правда, остается вопрос: это тот самый рай, откуда Бог изгнал Адама и Еву, или же какой-то другой? И на этот счет в христианстве есть разные точки зрения, но четкого ответа нет. "Не совсем корректно утверждать, что рай находится где-то на небе. Тот рай, о котором говорится в Библии, находился все-таки на Земле. При этом мы в Евангелии читаем: "Отче наш, сущий на небесах" — но это несколько иное. Во всех религиях говорится о небе как о некоем архетипе, который противопоставляется земле. То есть это такое образное понятие духовного мира", — говорит заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов. Вот и согласно исламскому вероучению, Эдем находится "над небесами", объясняет муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов. Об этом говорится в Коране и Сунне (исламском предании). "Это основная точка зрения в исламе. Например, Ибн Аббас, один из ученых мужей и сподвижников пророка Мухаммеда, полагал, что рай находится "на седьмом небе", а ад — "на седьмой ступени Земли", то есть на глубине. А "эдемский сад" в арабском языке означает некое "место обитания людей, заслуживших рая", а не его название", — поясняет муфтий.