ПАРИЖ, 5 апреля. /Корр. ТАСС Михаил Тимофеев/. Дирекция парижского Музея армии открыла в пятницу в своих залах выставку "Пикассо и война". "Да, действительно, эта выставка - совершенно необычное явление не только для Музея армии, но и вообще в истории выставок, посвященных Пикассо. Никогда еще не поднималась тема отношения Пикассо к военным конфликтам в ходе всего периода его творчества", - сообщил корреспонденту ТАСС бригадный генерал Александ д`Андок де Серьеж, директор музея. "Причем нельзя не учитывать и того, что сам Пикассо никогда не воевал и даже мало непосредственно воспроизводил в своих произведениях военные конфликты, если не считать "Герники" и еще одной картины, посвященной гибели людей в корейском конфликте. В то же время совершенно очевидно, что из всех художников XX века именно он в наибольшей мере находился под воздействием всех этих войн той эпохи", - добавил генерал. "Нельзя забывать, что большинство европейцев сейчас воспринимают войны именно через отражение их в искусстве, так как все военные конфликты весьма далеки от них. Именно такой широкой публике и адресована наша выставка", - добавил он. - "Она отличается еще и тем, что обычно мы используем свои же экспонаты, теперь же мы оказались "бедными" на них, у нас всего два произведения Пикассо. Поэтому мы обратились за помощью к парижскому Музею Пикассо и частным коллекциям", - сообщил директор музея. Отмечается, что Пабло Пикассо был пацифистом и никогда не участвовал в военных действиях. "Герника" и маскировка Экспозицию открывает черно-белая фотография картины "Герника", посвященной жертвам гражданской войны в Испании. Она выполнена в масштабе самого оригинала полотна. Клише было сделано Дорой Маар (Теодорой Маркович) - художницей, музой и любовницей Пикассо. Она придерживалась пацифистских взглядов и оказала в этом отношении немалое воздействие на живописца, сообщили организаторы экспозиции. Пикассо предстает перед посетителями в военной форме французской армии времен Первой мировой войны. Он одолжил ее в 1911 году, чтобы сфотографироваться, у своего друга художника Жоржа Брака, попавшего под воинский призыв. Сам же Пикассо никогда не был призван, так как имел испанское гражданство - то есть нейтральной страны, не участвовавшей в конфликте. В одном из представленных на экспозиции писем Пикассо предлагает своему другому другу, поэту Гийому Аполлинеру, находящемуся на фронте в артиллерийской части, использовать для маскировки пушек окраску их различными цветами - наиболее пригодным он считает сочетание синего, красного и зеленого. Причем с этой идеей маскировки Пикассо выступает гораздо раньше генштаба французской армии. Любопытно, что приведенные на смотре образцы той маскировочной окраски, которую применяла тогда вражеская германская армия, свидетельствуют, что и там первоначально придерживались весьма ярких цветов - сочетания зеленого, оранжевого, коричневого и желтого. Такая ткань, украшающая местами стены выставки, больше напоминает картину в кубистком стиле. Интересен уникальный, редко показываемый портрет немецкого солдата во времена оккупации Парижа. Выдержав его в подчеркнуто абстрактной экспрессивной манере, Пикассо активно применяет в ее колорите серо-зеленые цвета формы пехотинцев Вермахта. Для сходства рядом с картиной установлен манекен солдата именно в такой полевой форме. Обширная программа Всего на выставке представлено более 100 работ художника, сотни писем, фотографий и других документов. Среди эскизов есть и выполненный карандашом и акварелью проект занавеса к балету Дягилева "Парад". Его премьера состоялась в парижском театре Шатле в мае 1917 года. Много в экспозиции и материалов послевоенной эпохи, когда Пикассо активно включился в борьбу за мир, будучи членом Французской компартии. На стендах - масса эскизов к знаменитому голубю мира, ставшему в те годы эмблемой борьбы против войн. Выставка, как сообщил директор музей, выйдет и за его пределы. В частности, посетителям будет предоставлена возможность побывать в здании ЮНЕСКО, где находится большое панно работы Пикассо "Падение Икара". Также в ресторане, распложенном поблизости, пройдут семинары по гастрономии времен войны. В основу их положен французский бестселлер времен немецкой оккупации - поваренная книга "Кулинария и военные ограничения". Она содержит массу простых рецептов по изготовлению блюд из топинамбуров, репы и свеклы, которые ранее во Франции не были популярными и считались "овощами бедняков". В самом здании учреждения культуры также запланировано проведение семинаров по искусству военных времен, пройдут несколько концертов. Запланировано и весьма необычное действо - будет показана постановка пьессы Пикассо "Желание, пойманное за хвост". Она была написана им всего за три дня во время Второй мировой войны, в 1941 году, во время немецкой оккупации Парижа. Ее первая читка друзьями художника состоялась в 1944 году, вскоре после освобождения города. А премьера - в 1952 году. Произведение весьма сюрреалистическое и абсурдистское, однако сквозь его повествование явственно проступают времена холода, голода и страха военных лет.