Эксперт: арктическим регионам РФ нужна единая программа поддержки современного искусства
ТАСС, 5 апреля. Арктическим регионам РФ нужна единая программа поддержки развития современного искусства со стороны государства и крупного бизнеса, чтобы интегрировать Русский Север в общероссийские и международные культурные программы и остановить отток талантливой молодежи. Такое мнение в пятницу высказала ТАСС директор по региональному развитию Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО" Алиса Прудникова. По ее словам, решить проблему может налаживание межмузейных связей, открытие арт-резиденций и более активное участие в грантовых конкурсах. "Север оторван пока, он интегрирован в культурное пространство только отдельными инициативами, которые проявляют компании, но этого мало, и это нужно поддерживать единой программой. Невозможно держаться только на каком-то отдельном энтузиазме, на отдельных проектах, Север требует программного подхода", - сказала Прудникова, которая выступит модератором сессии "Север как культурный бренд" на Международном арктическом форуме. Замерзшая территория По мнению Прудниковой, сейчас наблюдается отток специалистов культурной сферы в северных регионах. "Север гигантский, а проекты можно по пальцам пересчитать. Это пока замерзшее во многих смыслах пространство, которому необходимо дать определенную динамику. Это поможет оставить талантливых людей на территории, а это невозможно сделать без мощной культурной повестки", - считает она. Поддержка нужна как со стороны государства, так и со стороны крупного бизнеса, который работает в арктической зоне РФ. "Нет уже такого: "Государство, поддержите нас!" Сейчас это происходит в поле нахождения взаимных интересов - государства, бизнеса, конкретных людей, которые двигают эти процессы", - отметила она. По словам Прудниковой, именно поэтому вопросы поддержки обсуждаются не на специализированных культурных или музейных форумах, а на экономическом форуме, поскольку роль бизнеса в этом процессе очень важна. "Важно, чтобы эти компании вернулись в культуру как в сферу, где KPI достигаются видимо, быстро, эффективно", - сказала она. Как "продать" холод Один из самых ярких примеров того, как можно интегрировать арктический регион России в международные программы, есть в Норильске. При поддержке компании "Норникель" там проходят самые разнообразные культурные события, создается Арктический музей современного искусства (Arctic Museum of Modern Art, АММА). "Такого формата нет еще нигде в мире. Это институция для работы как с собственным, так и с приезжим населением, они делают на это ставку для привлечения аудитории со всего мира, то есть как [в хорошем смысле этого слова] продать снег, холод, север через музей, и в этом их активно поддерживает бизнес, администрация", - рассказала Прудникова. Практика показывает, что Русская Арктика с ее природой и этнографическим колоритом имеет гигантский потенциал, который при включении в международные творческие процессы дает поразительные результаты, отмечают эксперты. Например, так случилось с якутским кинематографом, который называют "киночудом". Любительские опыты, начавшиеся в 1990-е годы, заработали хорошие деньги в местном прокате, превратились в самостоятельную индустрию с этническим акцентом и стали попадать на международные фестивали. Триллер "Мой убийца" якутского режиссера Костаса Марсана был выдвинут на получение "Золотого глобуса", фильм "Царь-птица" Эдуарда Новикова в прошлом году взял главный приз 40-го Московского международного кинофестиваля и признан лучшей драмой 19-го международного фестиваля кино коренных народов ImagineNative в Канаде. Один из главных якутских продюсеров Сардана Саввина представляла масштабную программу документального кино на Берлинском кинофестивале. "В Якутии большинство фильмов снимают на якутском языке, они востребованы местной аудиторией. Есть потенциал в фильмах на языках малочисленных народов Севера - эвенкийском, эвенском, долганском. Историй про коренные народы, снятых на их языке, пока еще нет, я этим очень интересуюсь", - рассказала ТАСС Саввина, добавив, что большинство фильмов о жителях Арктики сняты зарубежными режиссерами. Ямальский колорит вдохновил продюсерскую студию из Санкт-Петербурга организовать конкурс арктической моды. Два месяца десятки местных дизайнеров посещали мастер-классы профессионалов модной индустрии и работали над созданием собственной коллекции, многие вещи были раскуплены уже на финальном показе в Салехарде. "Дизайнеры из центральной России уже всем достаточно хорошо известны, но они в основном оглядываются на Европу и перерабатывают идеи, которые уже есть на подиумах мировой моды, у них нет той самобытности и уникальности, которая есть на Ямале", - сказала ТАСС руководитель студии Нелли Бренер. По ее словам, задачей конкурса было рассказать всем, что на Ямале есть такие таланты, а творческим жителям региона дать понять, что у них есть возможности развиваться не только внутри региона. Творчество при низких температурах Прудникова отметила, что прежде всего необходимо наладить межмузейные связи внутри страны, их очень мало. Поможет в этом проект "Немосква", который "РОСИЗО" запустил в 2018 году. Тогда десятки отечественных и зарубежных экспертов, деятелей современного искусства отправились в железнодорожное путешествие по Транссибирской магистрали - от Нижнего Новгорода до Владивостока. На остановках они представили нереализованные проекты авторов со всей России, провели лекции, встречи, дискуссии. "Это было рассуждение о том, чем города по Транссибу объединены, кроме железнодорожного полотна, и как это ни больно констатировать, очень мало чем, это действительно очень разрозненные территории. А как Север взаимодействует с Югом? Они вообще хоть как-то связаны друг с другом или нет? Это то, что важно стимулировать, рассказывать друг другу о себе", - объяснила эксперт. В то же время представители культурных институций в арктических регионах РФ говорят, что не чувствуют себя оторванными от большой земли, а специалистов в родных регионах "держат их корни и красота природы". Музей имени И. С. Шемановского - главный в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) - гордится тем, что их мамонтенок Люба, найденный оленеводом в 2007 году, теперь путешествует по миру: экспонат побывал в Великобритании, Германии, Китая, США, Японии и Австралии. Артисты Мурманского театра кукол, которому уже более 85 лет, каждый год гастролируют по Заполярью, в том числе на вертолетах и теплоходе, бывают в других регионах. Молодежный театр в Архангельске проводит два крупных международных фестиваля - фестиваль уличных театров и театрально-музыкальный фестиваль "Европейская весна". В 2019 году в регионе в 25-й раз пройдет старейший фестиваль уличных театров России. За время существования фестиваля в Архангельске побывали сотни коллективов из более чем 30 стран мира, в этот раз приедут из Аргентины, Канады и Индии. Ради мероприятия многие местные жители не уезжают в отпуск в июне. Арт-резиденции и гранты По словам Прудниковой, в Арктике много патриотов Севера, но талантливая молодежь все же уезжает. Кроме межмузейных связей, сделать культурную жизнь интереснее и удержать людей может открытие арт-резиденций, повышение качества существующих культурных форумов и более активное участие в грантовых конкурсах, например, в конкурсе Благотворительного фонда Владимира Потанина. "И форумов, и фестивалей по количеству нормально, просто у них всех маленькое финансирование, если усилить существующие инициативы более достойным финансированием, это уже будет серьезный вклад в развитие этой территории", - считает эксперт. Она рассказала, что Север - участник резиденциальной программы, в Норильске есть резиденция PolArt, индивидуальные программы есть в Архангельске, Мурманске, но "зачаточные". "Хотя вообще резиденции в таких экстремальных условиях - это одна из самых крутых возможностей такой работы", - уточнила Прудникова. По грантовой программе поддерживает культурные инициативы и Проектный офис развития Арктики (ПОРА). Организация уже помогла придать статус национального достояния России ненецкой лайке, поставить уличный спектакль "В ожидании солнца" в Норильске, провести кинофестиваль Arctic Open, а также создать сайты удаленным от цивилизации музеям, например, музею кузнечного дела "Чап уустара" в якутском селе Кэнтик. "Конечно, Север не перестает быть Севером, и такого выбора, как в Центральной России, здесь нет. Это не фактор дискомфорта, а скорее одно из принимаемых ограничений. Один из важных факторов нового всплеска в сфере культуры и одновременно сложность жизни в Арктике - распространение интернета. Сейчас он есть далеко не везде, но даже кочующие оленеводы начинают учитывать этот фактор в составлении своих маршрутов", - добавил Андрей Иванов, координатор социальных и просветительских проектов ПОРА. О форуме Международный арктический форум "Арктика - территория диалога" является одной из ключевых площадок по обсуждению проблем и перспектив Арктического региона на мировом уровне. Он призван объединить усилия международного сообщества для обеспечения эффективного развития Арктики и повышения уровня жизни населения арктических территорий. Впервые форум состоялся в 2010 году. V Международный арктический форум "Арктика - территория диалога" состоится в Санкт-Петербурге 9-10 апреля. В 2019 году он посвящен теме "Арктика. Океан возможностей". ТАСС выступает генеральным информационным партнером и официальным фотохост-агентством.