Депутаты Законодательной Думы Хабаровского края обсудили последствия бурейского оползня
Председатель профильного комитета Думы Сергей Сокуренко попросил выступить с детальным разъяснением проблемного вопроса председателя комитета Правительства региона по гражданской защите Александра Горохова, и. о. заместителя директора по научной работе ФГБУ науки «Институт водных и экологических проблем» Дальневосточного отделения РАН Владимира Кима, начальника ФГБУ «Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Вячеслава Паршина, главу Верхнебуреинского района Алексея Маслова, депутата Законодательной Думы Хабаровского края Владимира Иванова, чей избирательный округ находится в границах Верхнебуреинского и Солнечного муниципальных районов. «Хотелось бы узнать полную картину по ситуации у экспертов и те меры, которые планируется предпринять», - отметил Сергей Сокуренко. До краевых депутатов была доведена информация о масштабах обвала грунта в реку Бурея, который произошел в декабре 2018 года. Высота оползня на правом берегу составила порядка 45-50 метров, на левом берегу – порядка 8,5 метра. Сам объем оползневого тела составляет 24,5 млн куб. метров или более 50 млн тонн. Завал разделил русло на две части, из-за чего возникли риски затопления населенных пунктов, расположенных выше по течению. По поручению Президента России Владимира Путина для расчистки затора в Верхнебуреинский район были отправлены силы и средства Минобороны России, которые пробили проран (канал), который позволяет пропускать менее 10 процентов прежнего стока русла реки Бурея. «Канал пробит небольшой, пропускная способность в середине февраля была 820 куб. метров в секунду. При этом надо учитывать, что весной необходимость пропускной способности реки для избежания затопления будет составлять примерно 3 тысячи куб. метров в секунду в связи с таянием снегов, а летом из-за дождей необходимость пропускной способности русла реки может подняться до порядка 8-10 тысяч куб. метров секунду», - рассказал Владимир Ким. Как отметил Александр Горохов, предполагается временное расселение жителей села Чекунда, которое находится под угрозой серьезных последствий затопления в летний период, когда начнутся муссонные ливневые дожди, а в верховьях гор – активное снеготаяние. По поручению губернатора Хабаровского края Сергея Фургала принято решение о проработке мер по переселению людей в случае наводнения. В частности, определен список жителей села Чекунда для переселения при ЧС. В нем – 233 человека, из которых 216 человек имеют регистрацию, а фактически проживают 114 жителей. Всего в случае бедствия на мероприятия по ликвидации ЧС и помощь пострадавшим из краевого бюджета планируется выделить примерно 332 миллиона рублей. В частности, порядка 16,3 млн рублей уже выделяется на ремонт 44 квартир маневренного фонда муниципального района в поселке ЦЭС, куда в случае затопления поселка временно (до полугода) будут переселены часть чекундинцев. Около 30 млн рублей определено для переноса кладбища из села Чекунда. Остальные средства зарезервированы для реализации механизмов возмещения имущества в случае потери жилья в ходе ЧС. Александр Горохов отметил, что несмотря на информирование жителей об опасности угрозы наводнения, в случае возникновения ЧС к переселению не готовы 40 человек. По мнению вице-спикера Законодательной Думы Хабаровского края Юрия Матвеева, вероятно, не учтена психология сельских жителей: «Люди всю жизнь вели свое хозяйство, а сегодня их просят уйти с нажитого места. Думаю, что необходимо сосредоточиться не на переселении, а на вопросе о пробивании прорана необходимой глубины, который позволит сохранить села в Верхнебуреинском районе. Сегодня есть необходимые научные знания, специалисты, необходимая техника». Эту точку зрения поддержал краевой депутат Владимир Иванов, который отметил, что сегодня необходимо продолжать работы по углублению русла реки Бурея. По его словам, последствия бурейского оползня могут привести к масштабному затоплению железной дороги, поэтому вопрос необходимо поднимать на федеральном уровне. «Если угроза жизни для людей есть, то разумеется, надо будет оказывать помощь. В том числе взять на заметку, что примерно на уровне Чекунды находится и село Усть-Ургал. Но я бы хотел заострить внимание на том, что если уровень воды действительно поднимется до столь опасной отметки и затопит село Чекунда, то под угрозой будет отрезок обводной железной дороги Хабаровск-Чегдомын. То есть под угрозой ЧС порядка 30 км обводной части железной дороги, на которую было потрачено, насколько я помню, более 6 млрд рублей при строительстве, - сказал депутат Законодательной Думы Хабаровского края, заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в региональном парламенте Владимир Иванов. - Понятно, что оборонное ведомство выполнило задачу, которую ему ставили, - то есть подача воды на Бурейскую ГЭС. Цель снижения угрозы затопления поселков, железной дороги, по всей видимости, не была учтена, иначе бы эти задачи были выполнены военными и канал сделали больше. Мне лично, как жителю Вернебуреинского района, понятно, что затопление железной дороги в условиях, когда авиасообщения по сути не существует, означает чрезвычайную ситуацию на продолжительное время для нескольких десятков тысяч человек и многомиллиардные затраты на восстановление железнодорожной магистрали. Вопрос надо изучить глубже и выходить с ним на уровень Российской Федерации». В то же время присутствующие на заседании эксперты и должностные лица не смогли дать депутатам четкого ответа: может ли достичь наводнение уровня, угрожающего железной дороге? Представители научного сообщества сослались на необходимость проведения исследований, а на это нужно время. Депутат Законодательной Думы Хабаровского края Виктор Постников поинтересовался, почему перекрытию русла реки Бурея не дали статуса федерального ЧС. На что получил ответ, что в связи с законодательством для получения данного статуса необходимо наличие пострадавших, ущерба народному хозяйству, охват территорией ЧС двух и более субъектов РФ. Пока ситуация не соответствует данным критериям. Также Виктор Постников попросил уточнить пессимистичный вариант развития событий из-за бурейского оползня: «Надо рассматривать все варианты и быть готовым к самым худшим сценариям, чтобы подготовиться к ним планово, а не действовать в авральном режиме». По заявлению главы района Алексея Маслова, пока пессимистичный вариант не подтверждается экспертами, но в худшем случае наводнение может привести к подтоплению нескольких сел, затоплению железнодорожных и автомобильных мостов, порядка 12 км железнодорожных путей, автомобильной дороги и порядка 36 км линии электропередачи: «Этот сценарий не подтверждается. Но мы готовимся и к нему. В то же время, пока не имеется точных данных, то и оснований к подключению механизмов федеральной поддержки тоже не прослеживается». Как уточнил Сергей Сокуренко, сегодня данный вопрос задан руководству Дальневосточной железной дороги, которое уже на днях будет проводить проверку потенциальной угрозы затопления железнодорожной магистрали на местах. Также потребуется предоставление информации от Амурского бассейнового водного управления о возможности затопления не только села Чекунда, но и села Усть-Ургал. Принято решение пригласить всех заинтересованных лиц к концу апреля на очередное мероприятие с краевыми депутатами, чтобы вернуться к вопросу, когда поступят более полные данные об угрозе подтопления поселений и объектов инфраструктуры. Фото: RuNews24.ru