МОСКВА, 2 апреля. /Корр. ТАСС Варвара Моссаковская, Ангелина Корзун/. Первое приложение российских разработчиков для помощи в реабилитации детей с ментальными нарушениями AR Tutor станет доступно для пациентов 10 реабилитационных центров Подмосковья к середине мая. В будущем его планируют сделать общедоступным. "У нас на территории Московской области есть 10 реабилитационных центров, 35 отделений, мы будем первым регионом, который начнет внедрять программу в наших реабилитационных центрах. Мы соберем людей, которые там работают, и объясним, как работать с приложением. Чтобы в этих центрах мамы с детишками могли осваивать это", - сказала министр социального развития региона Ирина Плещева на презентации платформы. Интерактивное обучающее пособие с технологией дополненной реальности в будущем, как ожидается, будет доступно на IOS и Android. Во время работы с ним у детей активизируются все каналы восприятия информации - визуальный, аудиальный и кинестетический, связанный с манипуляциями смартфоном и тактильными ощущениями. С помощью технологий виртуальной реальности приложение помогает развить навыки коммуникации и сформировать правильную модель поведения у детей с особенностями развития. "Когда вы наводите приложение на картинку, на ней описаны разные истории. Например, как играть, как открывать дверь, держать ложку, или что такое кипяток. Картинка "оживает" и проигрывается ролик, каким образом открыть дверь, и ребенок воспринимает информацию намного лучше. Получается, он учится открывать дверь через ролик, где такой же ребенок показывает, как это делать", - пояснила механизм работы Плещева, напомнив, что в Подмосковье живут порядка 3 тыс. детей с аутизмом, которым эта платформа может помочь. Как отмечают разработчики, приложение прошло тестирование в фокус-группах ведущих российских центров и показало высокие результаты среди более 1 тыс. испытуемых. "Эти инструменты - не плод нашего воображения, это то, что было сделано в тесном сотрудничестве с Российской академией наук, с Игорем Леонидовичем Шпицбергом (руководитель центра реабилитации инвалидов детства "Наш солнечный мир" - прим. ТАСС), всеми специалистами из этой области. Мы всех постарались выслушать и отобразили в своем продукте все те замечания, которые нам были сделаны", - поделился он. Шпицберг на презентации обратил внимание на то, что детей с аутизмом обычно сложно чем-то увлечь и помочь сконцентрироваться, однако им интересно играть с гаджетами, поэтому разработчики использовали это преимущество. "И важно помнить, что мир не делится на людей с синдромом Дауна, аутизмом или с церебральным параличом. Мир состоит из простых людей, каждый человек разный, имеет право развиваться и полноценно жить, и наша задача дать им эту возможность", - подчеркнул он. Характеристики приложения По словам российского нейрофизиолога, академика РАН Любомира Афтонаса, приложение "очень персонифицировано": оно определяет уровень развития ребенка и позже уделяет внимание тем аспектам, которые требуют этого больше всего. "Мы обсуждали, каким образом донести трансляцию этого продукта до медицинского сообщества, чтобы он стал неким стандартом, неким эталоном работы с пациентами, поскольку речь идет о постоянно развивающемся тьюторе, который сопровождает ребенка до его фазы взросления, и будет сопровождать уже далее более взрослого человека для того, чтобы помогать ему в различных ситуациях. Это три ключевых сферы - нарушена сенсорная интеграция, внутренний мир, который совершенно по-другому устроен, и особенности коммуникации. Этот тьютор будет обрастать современными технологиями, будет незаметно ассистировать, но реально помогать", - сказал академик. Козловский пояснил, что бесплатное приложение будет работать в офлайн, требуется только зарегистрироваться. Согласно рекомендациям специалиста, время использования приложения зависит от индивидуальных потребностей ребенка (от 15 минут до часа). "Мы поставили для себя планку - если сможем помочь хотя бы 10%, это будет победой", - подчеркнул автор идеи. Президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль в свою очередь отметил значимость новых разработок в этой области. "Для того, чтобы понять глубину этой проблемы, надо, конечно же, иметь таких детей, потому что это абсолютно нестандартные дети. Сегодня идет презентация интересной методики, которая, вероятно, позволит достичь лучших результатов", - сказал он. 2 апреля, начиная с 2007 года, согласно резолюции Генассамблеи ООН, отмечается День распространения информации об аутизме. В этот день по всему миру проводятся мероприятия для привлечения внимания к проблемам людей с этим заболеванием и их семей.