Торжественная церемония награждения лауреатов VIII конкурса имени Ю.Н. Должикова
Президент Благотворительного фонда развития культуры им. Ю.Н. Должикова Элла Олеговна Должикова взяла первое слово: "Я с большим трепетом хочу сегодня открыть концертом нашего духового оркестра торжественную церемонию награждения. Целую неделю мы трудились не покладая рук. Мы слушали наших детей, которые приехали из разных уголков России. На нынешнем VIII конкурсе еще прибавилось несколько городов. Я очень этим горда. Это говорит о том, что наш конкурс необходим, что мы делаем правильное дело и движемся в нужном направлении." Первым делом прозвучали слова благодарности всем членам жюри. Председатель жюри конкурса Клевицкий Александр Леонидович, Заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра им. Ю.В. Силантьева, Генеральный директор ООО "Российский музыкальный союз" произнес также искренние слова благодарности всем организаторам конкурса: "Конкурс Должикова - это очень, очень нужное дело. Наш "Российский музыкальный союз", также Общественная палата РФ поддержали конкурс. И это очень приятное подтверждение тому, что уделяется большое внимание детскому музыкальному образованию." Отдельное спасибо было сказано Общественной палате, от лица которой с ответным словом и приветствием всех присутствующих выступил заместитель председателя комиссии "По вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия" Кирис Денис Александрович: "Мы уже не первый раз поднимаем вопрос детского музыкального образования в Общественной палате и будем продолжать двигаться в этом направлении. Хочу пожелать вам успехов в вашем труде на благо России, здоровья всем, терпения и хочу поздравить всех конкурсантов. Очень надеюсь, что конкурс Должикова будет продолжаться. Хотел бы отдельно отметить Фонд президентских грантов, который на протяжении уже многих лет поддерживает такие творческие детские и молодежные проекты. Мы же, в свою очередь, инициировали появление в России детского сводного духового оркестра, который обрел бы свою организационно-правовую форму, свою площадку. Надеемся, что это перерастет в постоянную структуру, которая сможет представлять наши молодые дарования, реализовывать их и сохранять российскую культуру духового искусства." От имени регионов благодарственно-приветственное слово держала преподаватель Детской музыкальной школы г. Феодосии (Республика Крым), лауреат Международных конкурсов, солистка камерного оркестра "Аллегро", Чепикова Евгения Александровна. Квартет флейтистов этой школы исполнил "Маленького негритенка" Дебюсси, открыв музыкальную часть торжественной церемонии. Генеральный директор Российского национального музея музыки, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах "Духовое общество имени Валерия Халилова" Брызгалов Михаил Аркадьевич в своем приветствии выразил приятное удивление такому количеству присутствующих в воскресный день людей, пришедших на мероприятие духовиков: "Это слово "духовики" звучит все чаще в нашей стране. В этом году в Конкурсе Чайковского впервые с 1958 года введена новая номинация "духовые инструменты". Есть к чему идти, есть к чему стремиться. Спасибо всем, кто помогал конкурсу. Детям нужно помогать." Председатель творческой секции джазовой музыки России, заведующий оркестровым классом кафедры джазовой музыки РАМ имени Гнесиных, композитор, дирижер Анатолий Ашерович Кролл сказал очень теплые, мудрые слова, ласково обращаясь к детям: "Музыка - это явление особое, где включаются все самые лучшие качества человека. То, чем занимаются эти красивые дети, даст им чувства, которые трудно приобрести в другом деле. Но природная музыкальность никогда не проявится, если не будет оказана вовремя помощь и внимание этим потрясающим существам, которые сегодня здесь присутствуют. Путь музыканта начинается в детстве. Конкурс - это очень сложный творческо-организационный процесс, и в него вложены большие человеческие чувства. Огромное спасибо всем организаторам. Память выдающегося музыканта Юрия Николаевича Должикова продолжается в таком масштабном добром деле, которое мы сегодня с вами наблюдаем. Хочу пожелать Конкурсу Должикова всего самого доброго, чтобы он никогда не заканчивался. Добрые дела не могут быть временными." Сводный духовой оркестр, наконец, грянул марш Андрея Петрова, начав свое выступление под управлением Снежаны Владимировны Завзиной. Оркестр —претворенная мечта и гордость конкурса Должикова выучил программу из шести номеров за три с половиной репетиции. Это очень круто! Специальный гость праздника Аркадий Шилклопер, представитель духового цеха, известный музыкант-валторнист, сыграл на необычной валторне, пастушьем роге, балканский напев в джазовом стиле "Take seven". С юным конкурсантом, уступившим мне свое место, мы стали обсуждать особенности ритмической организации этой пьесы. Десятилетний паренек оказался исполнителем на ударных инструментах из Ханты-Мансийска. Рассудительный и весьма любопытный в своих комментариях происходящего он оживился, когда я предложила ему взять небольшое совместное интервью у Шилклопера. Во время награждения, выяснилось, что мой джентельмен Жданов Святослав Александрович (так он представился) получил третье призовое место. На конкурсных прослушиваниях Святослав играл на ксилофоне и малом барабане. На мой вопрос, опытный ли он музыкант, мальчик с достоинством ответил: "В принципе, как для третьеклассника, думаю, да". А на вопрос о любимой музыке, ответ был таков: "В основном, мне нравится Должиков, что логично." Юный музыкант уже дважды участвовал в конкурсе Должикова и опять собирается приезжать. А еще они с мамой купили в Москве новые барабанные палочки, чехол для них и резиновый переносной пэд, в родном Ханты-Мансийске этого не найти. Награждение шло не останавливающимся потоком. Ни один конкурсант не остался без внимания со стороны организаторов. Первые награды, они всегда очень важны в жизни. Непосредственное общение с большим музыкантом тоже, безусловно, оставит неизгладимый след в памяти Святослава: "Конкурс — не только ради диплома," - начал разговор Аркадий Шилклопер, пожав руку юному коллеге Святославу. "Мой учитель всегда говорил, что это всего лишь фантик, можно так сказать," - не смутившись, поддержал беседу Святослав. "Он — молодец, хороший твой учитель. Конечно, гораздо важнее приехать сюда, пообщаться, послушать, поиграть вместе плечо к плечу, обменяться идеями: а у тебя какая трость, а у тебя какой мундштук. Это здорово, это счастье и радость. У меня не было такого. Когда мне было столько же, сколько тебе, я поступил в Суворовское военно-музыкальное училище. В прошлом году на 80-летии училища я играл в Кремлевском дворце. Я ни о чем не жалею. Вспоминаю свою школу с восторгом. Были настоящие, потрясающие учителя. Святослав, смотрю я на тебя и понимаю, не знаю почему, но ты будешь творцом-художником. У меня интуиция. У Святослава есть вовлеченность, он любит то, чем занимается. У него есть сила воли и сила намерений. Я тоже часто сижу в жюри конкурсов и люблю "журить" по этим категориям. Когда я вижу маленького музыканта, а не исполнителя, вовлеченного в то, что он делает, это уже искусство. Искусство от слова искусность. Есть понятие исполнительское искусство, а есть понятие творчество. Исполнительское искусство может существовать без творчества. Но творчество без исполнительского искусства — это большой вопрос. Творчество — это аромат индивидуальной свободы, это величайший бунт. Творчество — это сердце. Исполнительское искусство — это интеллект, разум. Слушаешь иногда кого-то и есть вибрация, трепет, мурашки. Другой играет, ну да, хорошо, виртуозно. Копий много, а творцов мало. Ремесло хорошо, а творчество — это уже следующий этап, это личный подвиг."