Десятилетие памяти: Фестиваль Мстислава Ростроповича на старте
Художественный руководитель фестиваля Ольга Мстиславовна Ростропович взяла приветственное слово: "Каждый концерт фестиваля — это тяжелый труд. Я благодарю всех, кто помогал нам в этой работе. Десять лет назад самый первый фестиваль Ростроповича открывал большой друг папы, большой человек, великий Юрий Темирканов. И вот сегодня десять лет спустя день в день Юрий Темирканов и его блистательный коллектив снова с нами в день папиного Дня рождения." При появлении прославленного дирижера, мастодонта симфонизма, уже тридцать лет неизменно руководящего филармоническим оркестром Северной столицы зал встал, устроив бурные продолжительные овации. И вот, изящно летящий жест мастера рождает звуковую мощь огромного симфонического великана. Шикарный, в самом высоком понимании этого слова, дирижерский аппарат Темирканова — артистичный, изысканно-свободный, певучий, детально прорисованный и неподражаемо обаятельный — взывает к жизни полнокровную, бьющую через край многообразием красок и драматургических событий музыкальную ткань. Небольшими по амплитуде внешними экономными движениями Темирканов добивается оркестрового фортиссимо. Самые большие вертикальные взмахи относятся всегда к общему дыханию на стыках музыкальных построений, отделяя фразы, разделы и формообразующие элементы. И необыкновенно широкий, упругий горизонтальный жест, объединяющий струнные группы, заставляет максимально певуче интонировать мелодические линии. Все это и еще нечто необъяснимое дают результат невероятного воздуха, объема и масштаба звучания. Празднично-торжественный Вебер открывает концерт, давая импульс вдохновения всему юбилейному фестивалю. Маэстро Слава, запечатленный в творческом порыве на огромном портрете над сценой, вдохновляет и исполнителей, и зрителей. Юрий Темирканов. Фото: Александр Куров Увертюра к опере "Эврианта" Карл Мария фон Вебера, Концерт для виолончели с оркестром Роберта Шумана и Симфония n 9 "Из Нового Света" Антонина Дворжака были исполнены на концерте-открытии. Солистом концерта выступил виолончелист Энрико Диндо, победитель Конкурса Мстислава Ростроповича в Париже 1997 года, неоднократный участник фестивалей Ростроповича в Москве. И творческий альянс Диндо-Темирканов происходил не впервые. Энрико после концерта отметил: "Мы уже исполняли на фестивале вместе виолончельный концерт Шостаковича. С Темиркановым играть невероятно естественно. Достаточно нескольких взглядов. Достаточно синхронизировать наше сердце, наш ум, и музыка течет естественно с Темиркановым, будто мы работали над ней вечность." Подтверждение этому выступление Энрико Диндо. Концерт Шумана, специфический по форме романтический цикл, лишенный четких классических построений, добавляющий сложности исполнителям в созидании конструкции произведения, был исполнен абсолютно идеально ансамблево. Доставляли удовольствие точные вертикали солиста и оркестра, единые темпо-ритмы, общность восприятия романтической ауры. И приводили в восхищение глубокие, бархатно зудящие басы сольной виолончели. Шуман подарил великолепный мелодизм, особенно выразительный в дуэте солиста-виолончелиста и виолончелиста-концертмейстера группы на фоне прозрачных пиццикато струнных. Будто реверанс Шумана в сторону праздника Ростроповича. Виолончелистов много не бывает, сколько бы их не было. Браво! На бис Энрико Диндо исполнил Алеманду из Шестой сюиты Баха. Мстислав Ростропович. Фото: envybroadcast.co.uk Последняя Девятая симфония "Нового света" была написана в 1893 году во время пребывания Дворжака в США. И, хотя, считается, что она основана на национальной музыке этой страны, мгновенно улавливается "почерк" чеха. Слышны даже интонационные обороты из самой часто исполняемой арии Русалки "Мисячку на неби" из его оперы "Русалка". Число девять для всех симфонистов, как камень преткновения и некий рубеж, имея в виду последнюю великую Девятую великого Бетховена. Например, в одном интервью современный польский, уже ставший классиком, композитор Кшиштоф Пендерецкий озвучил это так: "Мне предстоит написать следующую свою симфонию под номером 9, но пока я тяну с этим." Вероятно, для всех, и авторов, и исполнителей, и слушателей это число с особым бэкграундом после Бетховена. X юбилейный фестиваль еще подарит слушателям особое событие своей программы Девятую симфонию Малера в прочтении Антонио Паппано и оркестра Национальной академии Санта-Чечилия. Как известно, Десятая малеровская симфония не окончена. Энрико Диндо. Фото: Dinko Bazulic Действительно, блистательный оркестр под управлением великого Темирканова в самой известной симфонии Дворжака — незабываемое впечатление. Особенно, меня поразила вторая медленная часть. Рубатность развития, как бы, независимых друг от друга голосов партитуры находилась в логическом единстве полифонического, многоуровнего музыкального материала. Темирканов позволял каждому инструменту, каждой группе жить своей отдельной неповторимой жизнью, то показывая параллельность существования этих жизней, то пересекая, то соединяя своих партитурных героев. Бис был неизбежен — "Привет любви" Эдгарда Элгара. И еще приятный пустячок — совершенно роскошно и с любовью оформленный буклет фестиваля в виде вырезанной обложки-деки виолончели древесной фактуры.