Войти в почту

Краснодар пошел на восток: как проект развития окраины преобразит город

Сразу на 1,5 тыс. га прирастет Краснодар за счет территорий, полученных от Федерации. Крупный участок, переданный в муниципальную собственность, расположен вблизи поселков Новознаменского и Знаменского, на нем планируют возвести целый микрорайон. В общей сложности в эксплуатацию должны ввести порядка 8 млн кв. метров жилья, здесь поселятся более 200 тыс. человек. Между тем в этой локации восточной части Краснодара уже запускали подобный по своему масштабу проект. Неподалеку от поселка Пригородного должен был появиться мини­полис из 9 микрорайонов с населением в 150 тыс. жителей. В составе мини­полиса анонсировались даже наукоград и музеи. Но спустя более 5 лет работа ограничилась некоторым количеством малоэтажных домов. Другие проекты многоквартирной застройки были не столь амбициозны, зато оказались более реалистичными, среди них ЖК «Спортивный парк», «Марсель» и «Марсель-2», «Первомайский». Все эти жилые комплексы находятся в сегменте массового жилья с одним из самых низких ценников в городе. Сегодня, по отзывам специалистов по недвижимости, район относится к числу самых непопулярных, его развитие сдерживается плохой транспортной доступностью, отсутствием образовательных учреждений. Новый проект вполне может стать отправной точкой для преображения восточной окраины Краснодара и драйвером развития этого района на долгие годы вперед, считают эксперты. Однако это осуществимо только при определенных условиях, а больше всего успех сценария зависит от того, насколько способна будет муниципальная власть к долгосрочной системной работе над пространством. Наличие инфраструктуры находится в числе первых проблем, которые необходимо будет преодолеть. «Сейчас там нет вообще ничего, — говорит директор АН «Этажи» в Краснодаре Вадим Камалов. — Однако, учитывая то, что там проходит оживленная трасса М4 «Дон», добиться беспроблемного сообщения с центром города можно, если все правильно спроектировать». Генеральный директор MACON Realty Group Илья Володько добавляет к этому, что, говоря о необходимости инфраструктуры, не стоит ограничиваться понятием хорошо развитых дорог, так как обеспеченность современными коммунальными сетями будет не менее важна для динамичного развития района. Что касается транспортной инфраструктуры, то даже ее наличия как такового недостаточно, отмечает спикер, она должна не просто успевать за развитием жилой застройки, но и опережать его. Создание социальной инфраструктуры в столь густонаселенном районе станет серьезным испытанием для городского бюджета. В администрации уже подсчитали, что для нормальной жизнедеятельности на новой территории потребуются порядка 70 детских садов и 25 школ. Строительство такого количества социальных объектов невозможно без бюджетных вливаний, частные инвестиции могут в этом помочь лишь отчасти, по­этому на осуществление такой стройки понадобится не один год и даже не одно десятилетие. «Определенно, развитие нового района — история не ближайших лет, — уверен Вадим Камалов. — Учитывая анонсируемый объем жилья в 8 млн кв. метров, освоение территории продлится не менее 10–15 лет». Именно это накладывает особую ответственность на городские власти за принятые проектные решения, за грамотную разработку плана территории: все осуществляемые мероприятия должны не терять своей актуальности со временем, а все объекты — быть готовыми к возрастающей нагрузке. «Если уж выстраивать новую часть города, то нужно подробно продумать все аспекты, использовать самые прогрессивные технологии, чтобы объекты были абсолютно современны. Придется заложить такие градостроительные решения, которые позволят развиваться не одно десятилетие, а в перспективе 15–25 лет», — говорит Илья Володько. Эксперты считают, что перспективы развития района увеличивает то, что определенные точки притяжения там уже есть. Среди них они называют крупные торговые объекты, такие как OZ Mall и «Лента», аэропорт Пашковский, который в ближайшее время может получить развитие за счет строительства нового терминала, а также промышленные кластеры, развитие которых анонсировалось ранее. Администрация намерена также сформировать на территории района медицинский кластер. Все эти объекты способны не только быть средоточием социальной активности, но и давать рабочие места. Наряду с перечисленным собеседники издания напоминают, что и этого будет недостаточно без современных рекреационных пространств — парков, скверов и других зеленых зон. Как подчеркивает Илья Володько, это актуально, так как модель, когда люди живут в одном районе, на работу ездят в другой, а отдыхать и развлекаться отправляются в третий, давно изжила себя и сегодня успешным может быть только тот район, который содержит в себе все необходимое для полноценной жизни. Относительно того, какого класса застройка возможна в районе, эксперты расходятся во мнении. В компании «Этажи» полагают, что это будет эконом­жилье. В MACON Realty Group считают, что работа в этом сегменте возможна только на первых этапах реализации проекта. «Сейчас мы говорим, что, кроме эконома, там построить ничего нельзя, но, если там будут появляться коммерческие зоны, зеленые зоны, тот же медицинский кластер, это сделает район гораздо более привлекательным для жизни и, соответственно, интересным для застройщиков, — говорит Илья Володько. — Поэтому я не исключаю, что при правильном планировании и правильном развитии района там будет появляться жилье более высокого класса. Появление более дорогостоящего жилья будет подтверждением того, что проведены верные мероприятия по развитию территории». Таким образом, успех нового проекта станет в первую очередь испытанием для команды управленцев Краснодара, от которой потребуется максимально грамотный план развития территории, его финансирование и неукоснительное выполнение. Будучи успешным, проект сможет превратить эту часть города в новый престижный район, перетянув интерес с западных территорий на восток. Вместе с активно развивающимся микрорайоном Гидростроителей, застройка которого, очевидно, нацелена покрыть всю свободную территорию до Кубани, это может дать особую динамику всему Карасунскому округу.

Краснодар пошел на восток: как проект развития окраины преобразит город
© Деловая газета.Юг