Кладбища с историей: как рядом с центром Екатеринбурга оказались заброшенные мусульманские могилы

Мы продолжаем проект «Кладбища с историей» — и в этот раз отправились на два заброшенных некрополя. Один из них, мусульманский, находится недалеко от центра Екатеринбурга, на ВИЗе, второй — на Сортировке. Участок улицы Репина за улицей Металлургов называют Васькина горка. Сейчас она застроена, а до конца 1980-х сюда бегала местная шпана, чтобы качаться на самодельных тарзанках. Васькина горка, кстати, упоминается в одном из сказов Бажова, но неизвестно, об этом ли участке идет речь. На Васькиной горке в начале XX века состоялась казнь большевиков — Антона Валека и его товарищей. Белые раскрыли их заговор, они же казнили революционеров. Их именами до сих пор названы улицы нашего города. — У подножия Васькиной горки стоял кинотеатр «Комсомолец», который местные называли сараем. Особенно почетно было попасть сюда без билета, — рассказывает историк Татьяна Мосунова. — В 90-е годы кинотеатр закрылся. На его месте построили мечеть. Сейчас эта часть выглядит вполне обычной, но в большие мусульманские праздники здесь экзотично: улицу Металлургов перекрывают мусульмане. Это одна из немногих мечетей в городе. Ее появление обусловлено тем, что здесь, рядом с Васькиной горкой, находится самое старое мусульманское кладбище Екатеринбурга. Землеотвод на открытие кладбища был получен в 1879 году. Оно занимает пять гектаров между улицами Репина, Металлургов и Черкасской. В то время, когда кладбище открывалось, по данным официальной переписи, в городе проживало чуть больше двухсот мусульман. Фактически этот участок был за городской чертой и никому не мешал. Захоронения здесь завершились в 50-е годы XX века. За все это время городские власти не перестраивали кладбище. Единственная попытка снести его была в конце 80-х — начале 90-х, но кладбище удалось отстоять. Заброшенное мусульманское кладбище встречает нас большим баннером с фотографией семьи Агафуровых. Пожалуй, это самые известные екатеринбургские мусульмане того времени. — Агафуровым принадлежали несколько домов на современной улице Сакко и Ванцетти. Сейчас в одном из них находится музей «Дом Агафуровых». Благодаря его сотрудникам удалось более четко проследить, как складывалась судьба этой семьи, — рассказывает Татьяна Мосунова. — Самые известные представители — это второе поколение. А здесь похоронены родители братьев Агафуровых — тех, кто построил первые, можно сказать, супермаркеты Екатеринбурга. В целом кладбище выглядит запущенным. Здесь много кустарника. Но на некоторых надгробиях можно разглядеть следы свежей краски. По словам Татьяны Мосуновой, 10–15 лет назад мусульманская община начала устраивать здесь субботники. — У мусульман есть свои четкие прописанные традиции захоронения, — рассказывает она. — Согласно Корану, мусульманин должен быть похоронен в день смерти до заката солнца. Если нет, то на следующий день. Кремировать покойных не принято. Считается, что это равноценно тому, чтобы обречь человека на адские муки. В отличие от православных кладбищ здесь нет венков и цветов. Согласно Корану, пророк сказал: «Оставьте все живым, мертвым это уже не нужно». Лишь в некоторых местах встречается кириллица, в основном используется арабская вязь или же татарский алфавит. Одно из самых внушительных надгробий на этом небольшом кладбище — 53 воинам-мусульманам, погибшим от ран в госпиталях. В целом же встречаются как совсем старые надгробия, так и более новые. У всех внешняя табличка на надгробиях ориентирована на Мекку — священное место мусульман. После Мусульманского мы отправляемся на еще одно заброшенное кладбище — Никольское. Оно тоже одно из самых старых в городе. Захоронения велись здесь с 1851 года. Площадь кладбища составляет 17 гектаров, расположено оно между улицами Пехотинцев, Софьи Перовской и поселком Красная Звезда. Когда оно разрослось, захоронения здесь прекратились. — Никольское кладбище создавалось для работников Верх-Исетского завода, жителей окраин, улицы Опалихинской, — рассказывает Татьяна Мосунова. — В отличие от тех кладбищ, где мы были ранее, здесь нет очень ярких людей, которые изменили жизнь города. Но кладбище исторически интересно тем, что тут до сих пор можно найти старинные надгробия. В основном они находятся ближе к улице Софьи Перовской. Пик захоронений здесь пришелся на XX век. Здесь нашли последнее убежище родители цареубийцы Петра Ермакова. Также есть могилы тех, кто погиб от ран в госпиталях. — Если рассматривать надгробия, то здесь представлены все традиции кладбищенского искусства. Пирамидки, кресты, звездочки, мраморная крошка, мрамор, — говорит Татьяна Мосунова. — До 50-х годов — в основном кресты, и даже в старообрядческих традициях. На многих памятниках нет портретов: это более современная традиция. Это кладбище тоже выглядит довольно запущенным, хотя какие-то работы по благоустройству ведутся. Например, мы видим спиленные деревья. Хотя кое-где ветки легли прямо на надгробия. — Тут нет сильных активистов, которые выступали бы за то, чтобы это кладбище сохранить, — говорит Татьяна Мосунова. — Местные жители часто испытывают ужас, потому что летом на этом кладбище живут бомжи. Одного жителя кладбища встречаем и мы. Среди могил у него установлен домик, на который наброшены какие-то шкуры. Мужчина колет дрова, и мы не решаемся к нему подойти. На этом решаем закончить нашу экскурсию, а вы посмотрите еще фотографии. Ранее мы гуляли по Михайловскому кладбищу, где похоронен автор русского перевода «Интернационала» и находится могила одного из основателей консерватории и филармонии в Екатеринбурге. Также мы рассказывали, где хоронили уральскую элиту XIX века. Гуляли по аллее артистов, где покоятся актеры уральских театров. А также показывали шикарные надгробия уральских цыган и бандитов, перебивших друг друга в лихие 90-е.

Кладбища с историей: как рядом с центром Екатеринбурга оказались заброшенные мусульманские могилы
© e1.ru