Безработица — мать бедности
23-я статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов». В период избирательной кампании претенденты на пост главы государства щедро раздают избирателям множество обещаний. Все проповедуют улучшение уровня жизни, борьбу с коррупцией, проведение реальных реформ и т. д. Однако в общем потоке предвыборной риторики очень сложно уловить хоть какую-то конкретику по экономической стратегии кандидатов. На эту тему обществу практически не предлагается новых смыслов и идей. Это обстоятельство свидетельствует об ущербности нынешней политсистемы. Непонимание того, как должен быть обустроен экономический базис государства, говорит о том, что у нынешних элит отсутствует стратегическое представление о будущем развитии государства и страны, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Роман Губриенко. Нас поглощает бедность Украина — одна из самых бедных стран Европы. Эту проблему широко обсуждают, но никто из политиков не проговаривает ее на серьезном уровне и не предлагает конкретных шагов по ее разрешению. Одним из ключевых факторов, порождающих бедность, является безработица. О ее преодолении не говорят политики, ее фактически замалчивают в Кабинете Министров. Согласно статистике украинского Минфина, уровень безработицы по итогам 2018 г. составил около 9%. По методологии Международной организации труда, в третьем квартале 2018 г. количество безработных в Украине составило 1,4 млн. человек. Для сравнения: в 2013 г. уровень безработицы достигал 7,7%, а меньше всего безработных с 2000 г. было накануне кризиса 2007—2008 гг. — 6,9%. И этот чересчур большой процент безработицы сигнализирует о длительной экономической стагнации. Бедность, порождаемая безработицей, стимулирует и ряд негативных социальных явлений: рост преступности, проблемы со здоровьем, злоупотребление наркотиками, распад семей, домашнее насилие и т.д. Разрешение проблемы безработицы вполне справедливо можно причислить к первоочередным шагам, которые способствуют выходу из экономического кризиса. В одном из последних писем, в которых шла речь о поддержке «Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу», Мартин Лютер Кинг-младший писал: «Именно государственное закостеневшее безразличие к несчастьям первым раздуло пламя гнева и разочарования. Когда над негритянским гетто зависла плеть безработицы, правительство до сих пор перебивается вялыми мероприятиями, до сих пор отказывается стать работодателем последней инстанции. Оно просит бизнес-среду уладить проблемы так, как будто его предыдущие ошибки претендуют на успех». «Плеть безработицы» нависла и над украинским обществом, и сотни тысяч продолжают жить в собственном экономическом гетто. Проблематика социального неравенства, бедности и безработицы в последнее время стала серьезным предметом для дискуссии в экспертной среде. Но на Украине парламент и Кабмин предпочитают заниматься, например, языковым вопросом, а не углубляться в серьезные экономические «дебри». Рецепты решения предлагают как левые, так и правые, как консерваторы, так и либералы. Хотя подходы разные, но всех объединяет мысль о том, что эти явления бросают вызов будущему развитию. Работодатель последней инстанции Термин предложил американский экономист Хайман Мински. Иными словами, речь идет о государственной программе гарантированной занятости. Этот инструмент достоин рассмотрения как один из шагов по выходу из экономического кризиса. В мире, особенно из числа развивающихся стран, он находил активное применение, и изучение этого опыта было бы весьма полезным для Украины. Программа гарантированной занятости предполагает, что правительство гарантирует рабочее место всем желающим соискателям. Учреждение универсальной программы с фиксированной заработной платой и социальным пакетом мобилизует все незадействованное в экономическом процессе трудоспособное население. Речь не идет о каком-то принуждении, а только о создании нужных стимулов и гарантий. Программа может иметь различную конфигурацию и размеры, от общенациональной и всеобъемлющей (вплоть до достижения цели полной занятости) до локальной или сезонной. Фиксированная зарплата в такой программе выступает более функциональным аналогом минимальной зарплаты. Ее размер должен соответствовать реальной зарплате в частном или теневом секторе. Такой подход позволяет решить еще одну проблему — с теневой экономикой. Неофициальный сектор будет сокращаться, если государство предложит рабочим приемлемый уровень обеспечения и доступ к защите, гарантируемый трудовым законодательством. Программа гарантированного трудоустройства может стать естественной основой экономической и ценовой стабильности. Во время рецессии и сокращения спроса на рабочие руки в частном секторе программа будет предоставлять гарантии на труд и социальную поддержку. Во время подъема и увеличения спроса со стороны частного бизнеса работа программы будет корректироваться и сокращаться. Наличие гарантированных рабочих мест со стороны правительства и достаточная фиксированная зарплата (но периодически корректируемая) позволяют создать социальную подушку на время кризиса, избежать серьезного провала в доходах граждан и частично предотвратить отток трудового капитала. Учреждение такой программы может быть нацелено на различные сектора экономики — от создания и поддержания инфраструктуры и предоставления социальных услуг до создания продукции и услуг на экспорт. Т.о. можно достичь не только социальной стабильности общества, побороть бедность, но и решить проблему с торговым балансом, увеличить экспорт и нарастить внутреннее производство (в т.ч. решая проблемы с импортозамещением т.д.) От США до Индии Есть масса примеров применения подобных программ. Наиболее известный — создание гарантированных рабочих мест в США во время Великой депрессии и реализации политики «Нового курса». Это была самая масштабная и длительная программа гарантирования. «Администрация общественных работ для национального развития» была одной из самых больших: были трудоустроены 8,5 млн. человек. Целевой перечень тоже был очень широким — от финансирования строительства инфраструктуры (дороги, мосты, железная дорога, парки, аэропорты) и социальной инфраструктуры (садики, школы, дома престарелых, жилье) до обеспечения общественных услуг (школьные обеды, уход за инвалидами, концерты). Во время кризиса 1998—1999 гг. в Южной Корее была принята программа по борьбе с безработицей (последняя достигла 10%). Безработных устраивали в госпроекты по выращиванию леса, ремонту и строительству общественных зданий, в коммунальные структуры, в общественные центры улучшения бытовых и культурных условий и т.д. Программы работодателя последней инстанции практикуют в Аргентине и Индии. Аргентинская программа «План Хефес» (кормилец/кормилица) предусматривала создание рабочего места для главы домохозяйства, что позволило создать 2 млн. рабочих мест и существенно сократить бедность. Рабочие «Хефеса», например, шили форму для правительственных и государственных структур, были заняты на мебельном производстве. Подобная программа в Индии направлена на сельское население и его трудоустройство в межсезонье. Каждый селянин, который изъявил желание принять участие в программе, должен быть трудоустроен в течение 15 дней после подачи заявки, и ему гарантировано не менее 100 рабочих дней в году. Последний пример весьма интересен для Украины — если учесть колоссальную проблему с трудоустройством в сельской местности. Подобные программы могут быть разного масштаба, направленности, длительности и секторальности. Этим может заниматься и правительство, и органы местного самоуправления. Либералы морщат нос Да, либеральные экономисты не в восторге от таких программ. Привычен подход к регулированию рынка труда методом «насосной прокачки» и удерживания естественного «резервуара рабочей силы» при рыночной саморегуляции спроса на рабочую силу. Либералы неизменно апеллируют к принципу «кривой Филлипса»,* который гласит, что сокращение безработицы ведет к увеличению инфляции, и наоборот — увеличение безработицы сдерживает инфляцию. Сокращение безработицы приводит к увеличению спроса на импорт, что дестабилизирует торговый оборот и приводит к давлению на обменный курс. Де-факто либеральный подход гласит, что удержание части населения в бедности и в плену безработицы — необходимая жертва ради стабильности общей системы. Безусловно, инфляционные проблемы, связанные с увеличением доходов граждан и расходами государства на рабочие программы, нуждаются в эффективных методах сдерживания. В качестве последних сторонники программы гарантированных рабочих мест называют ограничение монетарного спроса. Например, когда занятым в госпрограмме предоставляется пакет социальных товаров, продукты питания и одежда внутреннего производства. Главные критики либерального подхода к обустройству рынка труда небезосновательно утверждают, что такая политика усугубляет проблему неравенства, укореняет бедность и создает постоянный очаг социального напряжения. После выхода в свет книги французского экономиста Тома Пикетти «Капитал в ХХІ веке» тема социального неравенства в мире обрела новый импульс, ее серьезно обсуждают в мировом экономическом сообществе. Западные экономисты (преимущественно левого толка) утверждают, что реальные доходы рабочего класса остались на уровне 70-х годов, хотя уровень производительности труда продолжал расти. Предложенная американским экономистом Саймоном Кузнецом теория всеобщего роста благосостояния в условиях экономического подъема уже давно перестала работать. Американский афоризм «Прилив поднимает с мели все корабли» оказался несостоятельным. Теория «просачивания», когда в условиях экономического роста доходы спускаются сверху вниз, абсолютно недееспособная. Доходы остаются сверху, а низам достается безработица и бедность. Преодоление этих проблем многие экономисты видят как раз в подходе к изменению принципов работы рынка труда. Хайман Мински утверждал: улучшить распределение доходов можно прежде всего полной занятостью. Латентный мазохизм Бедность, безработица и социальное неравенство — очевидные проблемы украинского государства. Гетто бедности и плеть безработицы стали неотъемлемыми частями причудливой экономической системы, которая выстраивается в Украине с момента обретения независимости. Печально, но в имеющемся спектре претендентов на статус политической элиты вовсе не просматриваются силы, которые способны решать фундаментальные проблемы или, по крайней мере, готовы их профессионально обсуждать. Но еще плачевней то, что в украинском обществе практически отсутствует реальный запрос на такие силы. Истеблишмент и мнящие себя великими вождями нации политики вместе со своим электоратом живут в маленьком мирке, где значение имеют совсем иные политико-социальные маркеры. Пока, скажем так, прогрессивное сообщество пытается найти решение глобальных проблем и вызовов, мы не хотим всерьез говорить даже о том, что разрушает нас изнутри. * «Кривая Филлипса» — макроэкономическая модель американского экономиста Уильяма Филлипса.