Директор "Бенуа де ла Данс": для нас каждый год – событие
21 и 22 мая на Исторической сцене Большого театра в 27-й раз будет вручена одна из самых значимых международных балетных наград - Приз "Бенуа де ла Данс", а также пройдут гала-концерты. Фестиваль давно уже стал одним из самых заметных событий в мире танца, за которым пристально следит вся мировая пресса. О сюрпризах, которые приготовили организаторы на этот раз, Призе и особенностях глобализации в мире танца рассказала в интервью ТАСС артистический директор "Бенуа де ла Данс" Нина Николаевна Кудрявцева-Лури. — Нина Николаевна, Фестиваль "Бенуа де ла Данс" зарекомендовал себя как динамично развивающийся проект, богатый новациями. Расскажите, какие сюрпризы ждут зрителей в этом году? Что будет показано на Бенуа-2019? 21 мая пройдет гала номинантов и лауреатов Бенуа-2019, где также будет участвовать прима-балерина Гамбургского балета Анна Лаудере. Она стала лауреатом российско-итальянского Приза "Бенуа-Мясин" - 2019. А замечательные танцовщики "Хаббард Стрит Данс" из Чикаго исполнят мужской дуэт в хореографии Кристал Пайт "Другой ты" и получат ее Бенуа, присужденный ей в 2017. А гала 22 мая посвящается Году Театра. И тут, помимо балетных звезд, будут участвовать артисты Театра им. Вахтангова, а соединить всех поможет замечательная Анжелика Холина. Хотим также провести круглый стол с членами жюри, хореографами, художниками на тему "Театр в балете". У нас был опыт с темой "Балет и хай-тек", и это было интересно. — Вы проделали огромную работу по продвижению современной хореографии. Как, на ваш взгляд, изменилось ее восприятие российским зрителем? Бенуа появился в начале 90-х, когда современная хореография только-только начинала пробиваться на российские сцены. И зритель, жаждавший нового, с восторгом принимал ее появление. Один только раз, в 2002, в зале возник скандал во время показа уж очень авангардного, откровенного номера. Кто-то кричал позор и выходил из зала, а кто-то кричал, что позор тем, кто не понимает. Сейчас такое количество современной хореографии показывается на многих фестивалях, что российского зрителя уже ничем не удивишь. — Расскажите, как возникла сама идея Приза и потом Фестиваля? Идея возникла как альтернатива молодежным конкурсам, как желание создать награду за артистизм, скорее, чем за количество пируэтов. Поэтому номинируется и награждается лучшая работа за минувший год – будь то хореография, исполнение, музыка, оформление спектакля. Позже, когда была номинирована Алисия Алонсо, возник Приз "За Жизнь в искусстве". Фестивалем "Бенуа де ла Данс" стал в 2004 году, когда Министерство культуры, оценив уровень лауреатов Бенуа, количество которых стало уже довольно внушительным, предложило проводить второй гала, с участием лауреатов прежних лет. При том, что значение слова "фестиваль" - это смотр, Бенуа по своей сути был им всегда. Года 4 назад стали посвящать второй гала какой-то теме. Был Шекспировский гала, в юбилейный год – ретроспектива хореографов-лауреатов, в прошлом году – посвящение Петипа, в этом – Году Театра. Теперь уже спрашивают артисты, когда их приглашаешь: "А какая в этом году тема?". Приходится соответствовать! — Верно ли утверждение, что даже в классический шедевр каждый новый талантливый танцовщик, хореограф привносит что-то новое? В любую роль новый исполнитель привносит что-то свое. А "количество и качество" этого нового зависит от таланта. Иногда думаешь, ой, вот так "по-другому" лучше не надо! Это совершенно уничтожает замысел хореографа, смысл номера или сцены! А хореографу браться за классику, конечно, нужно только понимая, что нового он хочет своей версией сказать современному зрителю. — Последнее время есть ощущение, что границы между балетными школами стираются. Танцовщицы и танцовщики, учившиеся в России, сейчас работают по всему миру. То же самое, видимо, происходит и с другими балетными школами. Можно ли в этой связи говорить о том, что происходит глобализация балетного искусства? Глобализация происходит во всем, а уж в бессловесном танцевальном искусстве как ей не происходить! Каких только языков не услышишь за кулисами компаний! И, конечно, везде русский! Сейчас тоже все больше и больше виртуозов-кубинцев можно встретить в разных труппах. А в программе Бенуа этого года можно будет увидеть кубинский современный балет. Я не могу согласиться с тем, что Школы сливаются и становятся одинаковыми. Нет, французскую школу не спутаешь с русской или кубинской. Вот труппы, за исключением, скажем, Гамбургского балета, становятся, к сожалению, все на одно лицо. Все танцуют одно и то же, иногда не понимаешь, в каком городе ты сидишь. Правда, труппу Большого театра я не спутаю ни с какой другой! — И последний вопрос: если заглянуть в историю Фестиваля, какое из его событий вам особенно приятно вспомнить? Для нас, устроителей, каждый год – событие. Это всегда новые яркие личности, с которыми встречаешься впервые, с некоторыми остаешься друзьями; это замечательные, уже знакомые артисты, и всегда радуешься, что они по-прежнему в прекрасной форме; это желание, чтобы зритель понял, поверил в то, что данное новое для него имя – настоящий талант, хотя он еще не известен даже блоггерам. А приятно вспомнить, пожалуй, дефиле лауреатов Бенуа, которых удалось собрать в 25-летний юбилей Приза. Когда все эти звезды, все эти легенды нашего искусства, включая первых лауреатов – Надежду Грачеву и Хулио Бокка, стали выходить парами на сцену, у меня просто дух захватило! Возрастная категория 16+ Информация о билетах на сайте Фестиваля: https://benois.theatre.ru/