Первый патент на изобретение паровоза получили 217 лет назад
Изобретатель из Великобритании Ричард Тревитик 24 марта 1802 года получил первый патент на паровоз, который движется по рельсам по аналогии с конными телегами, перевозившими грузы на рельсовых чугунных дорогах. Отец Тревитика управлял крупным рудником, поэтому с самого детства мальчика привлекали механизмы и машины, которые помогали рабочим добывать полезные ископаемые. В декабре 1801 года он и его кузен и компаньон Эндрю Вивиан построили самодвижущую повозку на паровом двигателе, что прославило Тревитика и Вивиана в их небольшом городке Кэмборне. Местные жители окрестили изобретение «Драконом Тревитика», и ежедневно собиралось большое количество желающий увидеть такое чудо. К сожалению, повозка просуществовала недолго и через некоторое время из-за нелепой случайности, когда Тревитик остановился перекусить в корчме и забыл уменьшить огонь, подогревающий котёл. Изобретение сгорело за несколько минут. Первый неудачный эксперимент ничуть не смутил молодого инженера и уже через три месяца, 24 марта 1802 года, Тревитик и Вивиан получили официальный патент на свою «машину высокого давления» и её разнообразные применения, в том числе в транспорте. Опытным путём изобретатели сумели доказать, что сила трения гладких колёс паровоза о гладкие рельсы достаточна для движения локомотива, даже если ему придётся тащить за собой состав гружёных вагонов. Это было по-настоящему революционно для транспортной индустрии. Уже в 1803 году Тревитик познакомился и завязал деловые отношения с богатым владельцем железоделательных заводов в Пенидарене Самуэлем Гемфри. Здесь уже были распространены для перевозки грузов рельсовые чугунные дороги, и применялась конная тяга, не допускавшая значительного увеличения перевозок. Тревитик, который очень интересовался разнообразными техническими проблемами, придумал соорудить паровой самодвижущийся экипаж, поставить его на рельсы и заставить его перевозить груженые вагонетки. Так родилась идея паровоза, и первые испытания прошли в феврале 1804 года. Интересно, что история современных паровозов неотделима от первых опытов по созданию компактных паровых машин. Наибольших успехов здесь в конце 18 века добился известный английский изобретатель Джеймс Уатт. Механизмы инженера применялись во многих отраслях производства, а также для откачки воды из шахт.