Ирина Антонова прокомментировала ситуацию с «кремлевской» заправкой
Ценный архитектурный объект — старейшую столичную бензозаправку, так называемую кремлевскую АЗС постройки 1930-х годов, где заправляются только машины Федеральной службы охраны, планируется убрать по инициативе Пушкинского музея. Заправку перенесут во двор жилого дома, к реке, на территорию, имеющую охранный статус. И строители уже снесли там часть исторической усадьбы. Президент Пушкинского музея Ирина Антонова подтвердила Business FM, что выселить историческую бензоколонку ради строительства музейного городка было ее инициативой, которую она успешно довела до конца. Но вот о дальнейшей ее судьбе, как и о спорах с местными жителями, ей ничего не известно. Это дело столичной мэрии, заключила Антонова. — Уже принято решение, что эта колонка переносится. — А как относитесь к самому проекту? — Я этим не занимаюсь, это не моя проблема. — Просто жители недовольны, что к ним во двор переносят. — Я не знаю, дорогая. Я приложила достаточно усилий, чтобы довести это дело до конца, а дальше они должны решать. Это же дело Москвы. — А вы не знаете, с жителями общались на этот счет? — Я даже не знаю, о каких жителях вы говорите. Кремлевская бензоколонка на Волхонке, 16 — объект исторический по многим причинам. Она построена на заднем дворе усадьбы князей Голицыных в 1930-х годах прошлого века. Это старейшая АЗС Москвы и единственная в пределах Бульварного кольца. При взгляде на здание в стиле ар-деко в небольшом дворе за невысокой чугунной оградой появляется ощущение, что попал в реалии советского фильма «Королева бензоколонки», только вместо автобусов — машины с мигалками. Заправка — единственный реализованный объект из масштабного проекта Дома Советов, который собирались возвести на месте храма Христа Спасителя. Архитектор бензоколонки — Алексей Душкин, автор проектов станции «Кропоткинская» и «Детского мира» на Лубянке. Тут заправляют только правительственные автомобили. Ходят байки, будто при попытке простого гражданина заправить машину буквально из-под земли вырастают люди в форме и советуют наполнить бак своего транспортного средства где-нибудь в другом месте. В ста пятидесяти метрах находится здание Пушкинского музея, который в последние десять лет планирует создание собственного городка. В этих планах бензоколонка то сохранялась, то становилась билетной кассой, то сносилась, то переносилась на другое место. Сейчас, похоже, судьба строения решилась: историческую АЗС перенесут во двор жилого дома номер 1/9 на Кремлевской набережной, рядом с Большим Каменным мостом. В десяти метрах от колонки — четырехэтажный особняк и водоохранная зона Москвы-реки. Ситуацию комментирует координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин: Рустам Рахматуллин координатор движения «Архнадзор» «Это территория усадьбы, которая больше всего известна как усадьба Алябьевых, она более древняя. В основе главного дома по Кремлевской набережной, 1 — палаты XVII века, это палаты Никиты Зотова, воспитателя царя Петра и князь-папы Петра Великого. На территории этой усадьбы, как раз для переноса автозаправки, сделана вырезка территории памятника. Она не имеет научного обоснования, поскольку затрагивает именно исторические границы усадьбы, а сделана как раз специально для перевода заправки на это место». Причем строители уже снесли старинную стену из алябьевского ансамбля. Жилой особняк на 24 квартиры — памятник архитектуры Серебряного века с уникальной майоликой, тоже часть усадьбы Алябьевых. Среди знаменитых жильцов дома — Борис Пастернак. Это не спасло строение. Все как в страшном сне, говорит жительница дома Алла: Алла жительница дома номер 1/9 на Кремлевской набережной «Мы долго в это не верили, пока ночью не снесли стены, пока не показали документы. Сейчас они приехали, начали бурить, показали проект. Мы прочитали уже и на сайте. Документы все оформлены, подписаны, сейчас идет выемка грунта. Они обещали депутатам подождать, пока мы все это поймем, придем в себя. Мы взяли паспорт дома, что это была придомовая территория, мы пытались оформить землю, мы пытались найти «концы» этой сделки. Там все противозаконно вообще. Была вековая стена, которая охранялась, такая редкая, что туда нельзя было даже машины ставить. Ходили в управделами президента, рассказали, меня там высмеяли. Не может быть, чтобы в наше время такое было. Не может быть заправка культурным наследием». Хождения по инстанциям от управы до мэрии результата не дали. Из администрации президента жалобу жителей спустили в мэрию и по ступенькам — обратно в управу. Местный замзамыч развел руками: он ничем помочь не в силах. Зато вскрылись подробности операций с землями. Выяснилось, что территория АЗС переведена Пушкинскому музею, а кусок земли из придомовой территории дома на Кремлевской набережной был выведен из-под охранного статуса без ведома жильцов. Вот что говорит муниципальный депутат администрации района Хамовники Александра Парушина: Александра Парушина муниципальный депутат администрации района Хамовники «Беспрецедентная ситуация! Как можно было фактически выгнать ФСО с насиженного места?! Но тем не менее Пушкинский музей организовал участок на самой набережной Москвы-реки, как раз в углу дома 1 на Кремлевской. Понятно, что перенести историческую заправку будет невозможно, она будет разрушена. Такая наглая ситуация со стороны Пушкинского музея и Минкульта, организаций, которые должны культуру как-то защищать. Вместо этого они занимаются экспансией во двор к жителям». Проект переноса «кремлевской заправки» оценивается в 17 млн рублей.