Помогают ли акселераторы стартапам?
Акселераторов, призванных помочь молодому бизнесу, в России становится все больше: их создают и отдельные корпорации, и региональные власти, и крупные университеты (такие как Высшая школа экономики), и даже иностранные инвестфонды. Однако действительно ли они приносят пользу участвующим в акселерационных программах стартапам? Ответить на вопрос «Инвест-Форсайт» попросил ряд экспертов, включая основателей стартапов и акселераторов. Художник: Юрий Аратовский Алексей Смирнов, chief innovation officer CROC Digital – Приносят ли акселерационные программы реальную пользу стартапам? Приносят, но не всем и не всегда. Польза очень сильно зависит от целей и потребностей команд и того, насколько эти цели совпали с концепцией акселератора. Например, акселератор ФРИИ ориентирован на работу со стартапами в режиме «жесткого трекинга», когда к каждой из команд прикрепляется трекер, который, по сути, выполняет роль члена «совета директоров» и помогает команде фокусироваться на достижении целей, помогает с инструментами формирования и быстрой проверки гипотез идентифицировать и устранять узкие места. При необходимости подключаются эксперты по продажам, маркетингу и другим областям знаний. Такой подход эффективен для команд, которые хотят быстро масштабировать свой бизнес и сделать за три месяца то, что самостоятельно делали бы год. Такой же подход мы выбрали и в своем акселераторе: подключаем к командам лучших трекеров и экспертов с рынка, а также собственных трекеров «КРОК», которые помогают стартапам начать работу с нашими клиентами и разобраться в правилах и особенностях B2B-продаж в большие корпорации. Если команда готова «слышать» и принимать помощь, готова ускориться в своей работе, то акселератор однозначно будет для нее полезен. Есть и другой подход, когда весь акселератор состоит из обучающих курсов, а команды должны сами применять полученные знания в жизни. Тут степень «полезности» зависит от качества обучения и того, как стартап знаниями воспользуется. По нашим ощущениям, результативность этого подхода гораздо ниже. Корпоративные акселераторы, нацеленные на поиск и интеграцию стартапов в процессы и инфраструктуру компании, будут полезны для команд, которые хотят начать работу с корпорацией. Это поможет стартапу глубоко разобраться в проблемах и задачах большого бизнеса, понять, как адаптировать свой продукт под эти задачи и провести пилотные внедрения. Можно ли говорить о том, что международные акселераторы гораздо полезнее? Я бы не стал так говорить, потому что «полезность» акселератора для конкретного стартапа нужно оценивать в привязке к целям этого стартапа. Михаил Беляндинов, исполнительный директор и сооснователь компании BestDoctor – На определенном этапе развития программа акселерации в Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ) очень помогла BestDoctor. Там нас научили, как именно лучше выходить на потенциальных клиентов, какие аргументы использовать. Дали много практических знаний: как считать воронку продаж, выстраивать процессы внутри команды и анализировать результат. Мы поняли, как двигаться быстрее, тестировать продукт и понимать возможную реакцию рынка. Также во время прохождения программы мы познакомились со многими интересными людьми, которые впоследствии стали нашими клиентами или партнерами. На мой взгляд, если целевая аудитория проекта находится в России, российский акселератор в разы полезнее, чем международный. Однако если изначально планируется выход на зарубежный рынок, конечно, лучше сработает общение с экспертами с соответствующим опытом. Сергей Балакирев, руководитель проектов венчурного фонда Larix – Мы прекрасно понимаем, что чем больше размер экономики, тем лучше. Чем больше будет бизнесов, новой добавленной стоимости, тем больше будет рабочих мест, выше благосостояние населения. Поэтому говорить о том, что в России чрезмерно много акселераторов, я бы не стал. В РФ самый крупный – это ФРИИ, и не все, кто хочет пройти акселерацию, могут это сделать. При этом команда ФРИИ огромна: акселератор делает более 300 инвестиций в год. Если говорить про пользу акселераторов, то, исходя из собственного опыта, скажу: да, в акселераторах стартапы получают новые знания, могут привлечь опытного ментора, инвестиции, сделать какие-то важные для коллаборации. Хотя, конечно, как и везде, бывают исключения: когда стартап прошел акселерационный курс, но последний ничего ему не дал – в таких случаях лучше разбираться индивидуально. Венера Шайдуллина, директор Центра исследований и экспертиз Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ – По последним данным, полученным в результате исследования Российской венчурной компании (РВК), на данный момент в России насчитывается немногим больше 70 программ для поддержки стартапов. Как правило, большинство из них не могут дать четких ответов на вопросы по KPI, статистике обращений и прибыли, но не стоит забывать: такие акселераторы появились в России только 20 лет назад. Так, по данным РВК, в среднем возраст акселератора в стране составляет 7 лет, а в Европе – 11 лет. Заметим, что такие программы разделяются на конкретно инкубационные, то есть те, которые заложены исключительно под проведение лекций, обучения и предоставление нужной информации, и на акселерационные, которые направлены исключительно на получение результатов в результате воздействия акселерационных технологий. На данный момент самыми популярными акселераторами являются Стартап-академия «Сколково», где обучение обойдется в 630 000 рублей, GVA LaunchGurus, которая носит международный формат, ведь обучение осуществляется в США, и стоимость составляет 11 500 евро, ФРИИ – фонд забирает 7% доли компании, взамен предлагается 800 000 рублей для развития и 600 000 рублей для оплаты стоимости прохождения акселерации. Интересно, что ряду проектов через 1,5 месяца предлагают инвестиции в размере 14 миллионов рублей. Эксперты прогнозируют, что через некоторое время будут создаваться эффективные механизмы, позволяющие сравнить качество таких программ. Уже существует проект – Ассоциация акселераторов GAN, авторами которой стали основатели TechStars. Заметим, что уже некоторые корпорации, запуская определенный проект, ищут сразу по 3-4 прогрессивных команды, чтобы окончательно определиться, с кем продолжать работу. Если говорить о государственных проектах, на старте принимают до 5 команд. Таким образом, конкуренция формируется достаточно активно. Безусловно, акселерационные программы приносят пользу молодым стартапам, но тут очень нужно правильно выбрать проект. Есть такие, которые заточены исключительно под получение прибыли от желающих пройти обучение, а результаты их не интересуют. С другой стороны, международные программы отличаются качеством, но стоимость старта весьма высока. Сергей Капустин, сооснователь Акселератора онлайн-школ ACCEL – На текущий момент стартап-акселераторов в России немного, так как мы только формируем новую предпринимательскую культуру, в которой бизнес «самовоспроизводится», то есть помогает встать на ноги другому, зарождающемуся бизнесу. Акселерационная программа в классическом её понимании подразумевает, что ты ходишь к менторам заниматься, а они в свою очередь помогают довести твой бизнес до высоких показателей. Такие программы в России уже существуют, но пока что находятся в зачаточном состоянии. Есть немногочисленные успешные проекты: Акселератор Фонда развития интернет-инициатив – крупнейший акселератор в Европе с трехмесячной программой развития бизнеса, Акселератор 500 Startups и Сбербанка, предназначенный для ИТ-стартапов, GVAccelerator, Стартап-академия «Сколково», GenerationS, Fintech Lab. В США этот сегмент давно и стабильно развивается, поэтому акселерационная модель продвижения бизнеса считается очень популярной и эффективной. На американском рынке действуют такие гиганты, как 500 Startups и Y Combinator. Они помогают проекту выйти на рынок, закрепиться в своей нише, привлекают инвестиции и обязательно доводят проект до итоговой оценки стоимости бизнеса. Обычно пороговая черта «самостоятельности» находится на уровне $1 миллиарда. За менторство акселератор забирает себе небольшую сумму – около 7%. В последние годы в России отмечается всплеск интереса инвесторов, которые готовы вкладывать средства в перспективные бизнес-идеи, и владельцев стартапов, которые желают пройти через акселераторы и получить помощь в развитии своего бизнеса. Это позволяет говорить о том, что в сегменте акселераторов на российском рынке ожидается рост и повышение разнообразия.