«Башня была символом неформального Екатеринбурга»: художник Рома Инк — о граффити на пятиэтажке

В ночь с 23 на 24 марта 2019 года в Екатеринбурге появился новый арт-объект. Это совместный проект E1.RU и уличного художника Ромы Инка — огромные граффити в форме снесённой год назад телебашни на торце пятиэтажки. Башня как будто вдавлена в стену, в её силуэте проглядывает небо, а вокруг по стене расходятся трещины. Такой эскиз нарисовала дизайнер E1.RU Анна Рыбакова, а Рома Инк и его напарница Lyowa (Екатерина Левкович) перенесли его на стену дома. Мы поговорили с художниками о том, как они делали граффити и как сами относятся к сносу башни. А сначала посмотрите, как это было. — Для меня снос башни был чем-то личным. С детства я её знаю, вижу, она всегда была для меня символом неформального Екатеринбурга, — рассказал E1.RU Рома Инк. — Её можно было восстановить или реконструировать, переделать под другой формат… Можно было все что угодно с ней сделать, но не сносить. Но людей, как всегда, не послушали, сделали так, как было нужно кому-то. Я постоянно хотел сделать уличное высказывание на эту тему, но не складывалось. Очень долго эти планы и идеи лежали просто в столе. В этом году E1.RU при содействии Славы ПТРК мне предложил поучаствовать в этом проекте, и я, конечно, согласился. Для меня это важное высказывание. — Каково было работать ночью? Не боялись, что что-то пойдет не так? — Конечно, боялись. Не так могло пойти всё что угодно. Жильцы этого дома подходили несколько раз, я с ними разговаривал. Все они не выражали какого-то негодования, наоборот, сказали, что здорово, что безликие пятиэтажки в безликих районах таким образом оживают. — Сколько времени на это ушло? — От начала до конца — восемь часов. — А сколько краски? — Около 20 банок акриловой аэрозольной краски. Плюс некоторое количество скотча, каски и манишки для безопасности. Рисовали мы вдвоём с моей напарницей Екатериной. — Эскиз рисовала дизайнер E1.RU Анна Рыбакова, а вы потом его немного поменяли. Что именно? — Картинка немного не подходила для нанесения на стену, пришлось её слегка трансформировать — упростить и адаптировать под большую поверхность. Успели сделать это только на 50 процентов, остальное делали в процессе. — Вы не боитесь, что закрасят картину? — Не боюсь, я знаю, что это может произойти, это же уличное искусство. Как только уличная работа сделана, она сразу же начинает жить собственной жизнью. Она уже ею живёт, судя по соцсетям. Даже если её дорисуют, как-то видоизменят или даже начнут закрашивать, в этом тоже будет определенная символика. История будет как-то раскрываться, и для уличного искусства это абсолютно нормально. — Что вообще можете сказать по поводу уличного искусства Екатеринбурга? Ещё пару лет назад город называли столицей стрит-арта, это всё ещё так или что-то меняется? — Всё меняется очень быстро и очень кардинально. Тезис о столице стрит-арта я, конечно, поддерживаю, но думаю, что сейчас есть и другие достойные этого звания кандидаты. И это даже хорошо, потому что в целом уличное искусство в России сделало грандиозный рывок вперёд, в том числе за счёт ребят из нашего города — Тимы Ради, Славы ПТРК, арт-группы «Злые» и других. Они поднимают наш стрит-арт на мировой уровень, работы становятся известными далеко за пределами России. И такие эксперименты, как наш с вами, нужны. Они задают уровень для простых уличных художников, таких, как мы, например. Для нас это очень грандиозный и знаковый проект, мы сделали для себя очень много выводов. Художница с псевдонимом Lyowa тоже говорит, что именно эта работа стала для неё знаковой. — Мне больше всего было обидно, что не успела побывать на башне за всё это время. Даже вблизи её рассмотреть не успела, — вспоминает она. — Желание попасть туда было большое, но не удалось. Поэтому этот проект для меня знаковый — можно сказать, что теперь я на ней побывала, на самой верхушке [пока её рисовала]. Эта работа была для меня, безусловно, чем-то новым. Обычно у меня в рисунках преобладают животные или что-то подобное, поэтому это не совсем моя тематика. Мне кажется, рисунок получился ярким, заметным, немножко комиксным. Мы во многом экспериментировали, был новый опыт. Весь день 24 марта мы вели онлайн-репортаж, рассказывая о том, что делают в городе в память о телебашне, вспоминали её историю, публиковали фото, видео и рассказы тех, кто забирался на её вершину в 90-е и 2000-е годы. Вспоминали, как башни не стало. Днём в воскресенье на Уктусе проходили соревнования по прыжкам в воду для лыжников и сноубордистов. Участники прыгали в костюмах. Среди них была наша коллега — корреспондент E1.RU Ксения Дубинина, которая отважилась скатиться с горы на лыжах и в костюме телебашни и нырнуть так в бассейн. Выглядело это очень смешно, посмотрите. А вечером недалеко от места, где стояла телебашня, зажёгся столб света — это был совместный проект руферов, которые до последнего пытались защитить вышку от сноса, и редакции E1.RU. Такой призрачный памятник взорванному символу города.

«Башня была символом неформального Екатеринбурга»: художник Рома Инк — о граффити на пятиэтажке
© e1.ru