«Я - человек страстей». Москвич Сергей Григорьев оканчивает САФУ в 75 лет
«Я же университет оканчиваю, поздравьте меня, диплом пишу», - рассказал москвич, исследователь северных народностей Сергей Григорьев. На днях ему исполнилось 75 лет. И да, действительно, он - студент-заочник Северного арктического федерального университета. О Михалыче, как его называют все, кто с ним знаком, мы уже писали. Постоянные читатели, наверное, запомнили публикации о том, как он создал в деревне Нюхча Пинежского района музей, как объединил всю местную детвору и увлёк судостроением. Ещё одна заметка была о народности чудь, которую он открыл для себя там же, в Нюхче. И, как только он сделал такое открытие, жизнь его переменилась. Он стал глубоко исследовать эту тему, настолько глубоко, что в 70 лет решил: знаний не хватает. И - сел на студенческую скамью. Архангельский север - Сергей Михалыч, как вас на Север-то занесло, коренного москвича? - Архангельск стал странным, мистическим городом, в который я попал как курсант школы юных моряков, речников и полярников. Была такая школа в Москве в 60-е годы. Первая практика у меня прошла на Волге, а вот вторая, мне было тогда 16 лет, на Белом море. Помню, как ходили на известном парусном судне «Запад». Это была такая романтика для нас, пацанов, выходить в море. Тогда я первый раз попал в Архангельск. Потом я служил в армии, вернулся, работал на авиационном заводе. После завода перешёл работать в МГУ. Там же параллельно окончил курс учебного кино и фотографии. Страсть к фото- и киносъёмке у меня была с юных лет. Это помимо страсти к кораблестроению. Ещё я всегда был увлечён историей. Так что я человек страстей (смеётся. - Ред.). Ну и вот однажды со студенческим стройотрядом физфака мы отправились на реставрационные работы на Соловки. Это был уже 1973 год. Навсегда запомнил, как снимал фото и видео на Соловках, как, ошеломлённый красотой, ходил по полуострову! И дальше целых 15 лет я ездил на Соловки. Вся кинофотохроника у меня, естественно, сохранилась. В прошлом году, когда в МГУ собирались физики разных выпусков, я показывал кино и свою выставку фотографий. - Вы сказали, что уже оканчиваете САФУ. А почему выбор пал на наш университет? - Когда-то давно, когда я уже зачастил в Архангельскую область с камерой, я познакомился с тогдашним ректором Архангельского педагогического института Владимиром Булатовым (позже пединститут переименовали в ПГУ, теперь это САФУ. - Ред.). Но тогда я сорвался в Москву, начал работать журналистом в нескольких крупных изданиях. Через какое-то время мне предложили работу в Министерстве по делам национальностей. Выяснилось, что специалистов по народностям практически нет, а тут как раз замминистра оказался моим товарищем, он и порекомендовал меня. Я разработал программу «Изучение состояния народных культур в отдалённых и труднодоступных местах». Моя тема была принята с большим воодушевлением, и... я снова отправился на Архангельский Север. Тогда у меня был друг - ваш известный звонарь Ваня Данилов, он и посоветовал поехать в самый отдалённый район: Пинежский район, в деревню Нюхча. Вот где кладезь народной культуры! «Полный восторг!» - Мы никак не можем перейти к вашей учёбе в САФУ... - Ну, вот я постепенно и подбираюсь (смеётся. - Ред.). Когда мы с ребятами начали создавать музей, разыскивали экспонаты, я узнал, что Пинегу населяла такая народность, как чудь. Ещё Ломоносов писал о чуди (подробно о народности в № 23 за 2018 год. - Ред.). А на Пинеге жили их потомки. Мне понадобилось несколько лет, чтобы собрать информацию и добиться того, чтобы этот забытый народ включили в реестр национальностей. Я даже доклад в Академии наук делал по этой теме, я докопался до тайны исчезновения этого народа. Поскольку я открыл для себя и для людей целый пласт российской истории, нужно было двигаться дальше. Но теоретических знаний не хватало. Так я вспомнил, что меня приглашали учиться в САФУ, ну и я пошёл туда. Сдавал ЕГЭ в 70 лет, всё как полагается. Но у меня такой азарт был! Я поступил на кафедру культурологии. - Как восприняли ваши знакомые? - Мои подопечные из Нюхчи, ребята, с которыми мы строили лодки, уже выросли к тому времени. Они улыбались: «Ну, Михалыч, ты смотри, если какие-то трудности по предметам будут, мы поможем». Это было очень трогательно. В общем, так незаметно прошло 5 лет. Я сейчас готовлюсь к диплому, тема по работе нашего музея. Руководитель диплома - известный писатель Василий Матонин. - Трудно было учиться? Память не подводила, возраст всё-таки? Однокурсники как вас приняли? - Я в таком восторге от учёбы! У нас изумительный коллектив. Помню, как ребята сначала напрягались, когда я на лекциях вёл видеозапись. Но потом они поняли, что это большое дело, лекции же навсегда останутся, кроме того, иногда они брали у меня записи - посмотреть. Учиться было нетрудно, но сложности возникали со сбором информации, сейчас современный уровень работы с материалами, нужно уметь работать с электронными носителями. - Сергей Михалыч, и куда же вы дальше с таким багажом знаний? - Уууу, работы полно! Когда бывший министр по делам национальностей узнал, что я продолжаю своё дело, да ещё и получаю высшее образование, сразу сказал: «Приходите к нам». Он сейчас преподаёт на кафедре межнациональных отношений в российской академии государственной службы. Так что у меня всё не как у людей, которые сначала учатся, а потом дело делают. У меня наоборот: прежде практика, а потом теория. P. S. Зря я, конечно, спросила про возраст, не тяжело ли? Под конец разговора я чувствовала себя выжатым лимоном, как будто это мне 75 лет, а не Михалычу. Он готов был говорить, говорить, говорить, заряжать оптимизмом и любовью к жизни бесконечно. Досье Сергей Михайлович Григорьев родился в 1944 г. в Хабаровске. В 1951 переехал с семьёй в Москву. Первая профессия: слесарь-сборщик авиационной промышленности. За плечами - незаконченный журфак, в 1962 году окончил спецкурс в МГУ на кафедре научной и учебной кино- и фотографии. Затем получил диплом юриста-международника. Далее работал на кафедре в МГУ, затем журналистом, после - собирал диалекты в Карелии. Сейчас оканчивает САФУ по специальности «Культурология и религиоведение».