«Почему Рязань имеет шанс стать удобным городом — но не станет им». Эссе выпускника программы Архитекторы.РФ Ильи Стюхина

За последние два года в Рязани провели реконструкцию нескольких общественных пространств. Участник проектной группы «Метаплан» и выпускник образовательной программы «Архитекторы.РФ» Илья Стюхин рассказал в своём сообществе во «ВКонтакте» о том, почему проекты благоустройства в Рязани оказались неудачными, и предложил три способа избежать подобных ошибок в будущем. Strelka Mag публикует этот текст с незначительными сокращениями. Несколько лет назад в России был объявлен новый приоритет — сделать наши города удобными для жизни людей. Власти запустили ряд федеральных программ, в том числе «Формирование комфортной городской среды» и «Малые города и исторические поселения». Среди городов, которые попали под программу благоустройства, оказалась и Рязань. Помогло ли это сделать наш город удобным и привлекательным? Мой ответ — нет. Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте посмотрим на проекты, реализованные в последние годы в Рязани. Лыбедский бульвар (2017 год) Лыбедский бульвар, фото 1955 года Лыбедский бульвар, фото 2013 года Реконструкция Лыбедского бульвара, фото 2018 года Что можно понять из этих трех фотографий? Лучше всего это место выглядело в середине прошлого века: много зелени, очень красивые фонари, открытая вода и деревья. А что мы видим сегодня? Огромное мощёное пространство с бессмысленной и опасной велодорожкой — серой полосой из плитки без какого-либо отделения от пешеходов. Дорогие кусты засохли, лавочки получились некрасивыми, ночью на бульваре ужасно темно. И главное — здесь совершенно нечего делать, разве что фотографироваться с пластиковыми медведями и слонами. Можно было бы сказать, что в России разучились заниматься благоустройством, но давайте посмотрим на подобный проект в Татарстане. Это бульвар Фестивальный, его открыли к Чемпионату мира по футболу. Бульвар Фестивальный, Казань. Бульвар Фестивальный, Казань. Бульвар Фестивальный, Казань. Бульвар Фестивальный, Казань. Я выбрал для примера именно Казань, а не зарубежные или московские аналоги, потому что объёмы средств, выделенных на эти два проекта, вполне сопоставимы. Фестивальный бульвар имеет схожие черты с нашим Лыбедским: это открытое место, рядом находится проезжая часть, есть велодорожка, проект тоже выполнялся в кратчайшие сроки. Но как обычно, разница в деталях. Посмотрите, как много здесь деревьев и зелени. Авторы использовали натуральные материалы, сделали навигацию, открыли туалет (удивительно, но людям он порой необходим!), установили красивую перголу с качелями. На Фестивальном бульваре есть и транзитная зона, по которой можно быстро дойти от точки А до точки Б, и тихие тропинки для неспешных прогулок. А какая велодорожка! Она отделена от тротуара рельефным покрытием из речного камня, которое очень неудобно пересекать и велосипедисту, и пешеходу. Это делает пространство безопасным. Кроме того, здесь светло и очень красиво вечером. Мы можем делать так же — но не хотим. ЦПКиО, Парк Гагарина, Парк железнодорожников, Лесопарк (2018 год) В 2018 году власти Рязани приняли решение разделить выделенные на благоустройство средства на несколько пространств. Объекты для реконструкции были выбраны с помощью голосования горожан. Не вдаваясь в подробности, отмечу, что после реализации этих проектов город не стал значительно лучше. СМИ писали про срыв сроков реализации проектов и про низкое качество работ. Про реконструкцию площади Ленина, к которой наша команда имела самое прямое отношение, можно почитать на портале YA62.RU, а про плюсы и минусы реконструкции Лесопарка я уже писали в сообществе «Рязань-3». Остальные объекты получили меньше внимания в СМИ, но суть проделанных работ можно понять по фотографиям ниже. ЦПКиО ЦПКиО Парк Железнодорожников Что про всё это можно сказать? К сожалению, к реальному благоустройству имеет отношение разве что Лесопарк. Конечно, этот объект был в центре внимания главы администрации, средств на него выделялось гораздо больше, а от подрядчика требовали отчитаться за результат. Чтобы в очередной раз развеять миф об ужасном климате, нехватке денег или невозможности реализации вообще никаких проектов в современной России, давайте ещё раз обратимся к примерам из городов России. Эти фотографии успешных проектов показывают, что всё возможно. Набережная Везелки, Белгород Тульская набережная, Тула Тульская набережная, Тула Тульская набережная, Тула Парк Казансу, город Арск, Татарстан Парк Казансу, город Арск, Татарстан У нас принято ругать мэра, губернатора, власть — вроде как на них лежит вся ответственность, что, конечно, является правдой. Но просто ругать — достаточно бессмысленное занятие, так как реальные проблемы остаются нерешенными, и в следующем году мы будем иметь примерно такой же результат. Поэтому давайте попробуем посмотреть на планы развития городской среды на будущий год и подумаем, что можно было бы улучшить. Новогодняя столица 2020 (2019 год) В 2020 году Рязань станет Новогодней столицей России. Это важное событие федерального уровня, которое может стать сильнейшим драйвером развития города. 28 февраля были представлены эскизы проектов благоустройства и объявлена стоимость проекта: 370 млн рублей. Из них 210 млн даёт область и город, 160 — спонсоры. Давайте посмотрим, на что планируют потратить эти средства. Презентационные материалы, представленные губернатору Презентационные материалы, представленные губернатору Презентационные материалы, представленные губернатору Презентационные материалы, представленные губернатору «Проект "Рязань — Новогодняя столица России 2020" очень масштабный, рассчитанный на весь календарный год. Он включает в себя более 300 крупных мероприятий, которые будут распределены по всем четырем сезонам», — цитировали журналисты главу администрации Рязани Сергея Карабасова в начале марта. По словам, пресс-службы администрации, в городе будут созданы два визит-центра, один из которых расположится на границе Московской и Рязанской областей, а второй — в центре Рязани на улице Новослободской. «Также четыре районных локации будут расположены в ЦПКиО, парке имени Скобелева, парке Гагарина, Солотче. На данных объектах будет проведен широкий спектр работ по благоустройству и развитию инфраструктуры. В частности, в ЦПКиО предполагается реконструкция и восстановление главной сцены Зеленого театра вместимостью до 4 тыс. человек», — говорилось в новостях. Возьму на себя смелость заявить, что озвученные вещи не имеют совершенно ничего общего с созданием комфортной городской среды, к которому мы все стремимся. Хочу снова пригласить вас в Татарстан, посмотреть, как реализуется у них зимнее благоустройство. За 4 года они сделали около 400 высококачественных общественных пространств по всей республике. Замечу, что это не единственный регион России, где всё получается, просто у них очень удобный сайт с проектами и фотографиями. Кроме того, я смог плотно ознакомиться с их опытом в рамках федеральной образовательной программы «Архитекторы.РФ». Площадь Октября в Бавлах Горкинско-Ометьевский лес Горкинско-Ометьевский лес Горкинско-Ометьевский лес Проект площади у леса «Дубрава» Подавляющее большинство проектов в Татарстане укладываются в 35-60 млн рублей, но конечно, есть и несколько знаковых проектов за 150 и более млн. Как видите, Рязань имеет возможность сделать пусть не 400, но 5-6 отличных мест для отдыха горожан. Близость к Москве заставляет нас относиться к городской среде очень серьёзно. Для молодых людей нет никакой проблемы уехать в Москву на заработки, и моментально получить доступ к сотням прекраснейших парков, улиц, скверов, театров и концертных залов — в общем, к настоящей культурной жизни. Три часа на поезде отделяют нас от очищенных улиц и ровных дорог без пыли, грязи и песка на каждом шагу. Превращение в современный удобный город — это, без преувеличения, вопрос выживания для Рязани. Что делать? 1. Системный подход Мы понимаем, что у нас мало денег. Так давайте не будем выбрасывать их в пустоту. Сейчас выбор парков и объём финансирования определяются случайным образом. Так быть не должно. Кроме того, у благоустройства нет конкретных целей. Зачем мы вообще это делаем? Каковы критерии успешности проекта? Как понять, что средства расходуются эффективно? Есть простой ответ: перекладывание плитки и замена входных групп и заборов — это бессмысленные траты с точки зрения создания комфортной среды. А есть сложный: надо сформировать полноценную программу преобразований в городе. Надо нанести на карту Рязани все имеющиеся зелёные зоны, проанализировать их текущее состояние, сформировать так называемый зелёный каркас города. Потом наложить на эту карту социально значимые объекты, культурные и спортивные учреждения, туристические места. Между этими объектами должны быть сформированы пешеходные связи. Это значит, что пройти от одной точки до другой можно будет в любую погоду без сугробов, грязи, луж, бордюров. По пути должны встречаются лавочки и урны, а проезжую часть следует отделить от пешеходной зоны деревьями и кустами. 2. Вовлечение Необходимо использовать инструменты вовлечения. И не ради галочки и получения субсидий, а потому что это и есть цель нашей работы. Люди, принимающие решения часто думают, что им лучше известно, как живёт народ и что ему надо. Это не так. Даже несколько простых разговоров с посетителями парков дают понять, что люди не любят перекладывания плитки, им не нужны входные группы, статуи и мемориальные памятники. Пример — данные проводимого нашей командой опроса в парке Гагарина, перед началом проектирования. Слайд из презентации проектной группы «Метаплан» Мы часто забываем, кто является пользователем общественных пространств. Выявление базовых потребностей людей позволяет экономить большие средства на тех вещах, которые людям на самом деле не нужны, но которые у нас принято делать. Правильное вовлечение — это не спросить «где вы хотите сделать парк, ближе к дому или подальше?» или «какого цвета вы хотите качели, красные или синие?». Вовсе нет. Задача — выявить основные проблемы места, узнать о приоритетах, которые называют сами жители и уже на основе этого предлагать им конкретные решения. 3. Профессионализм и компетентность превыше всего Мы вынуждены констатировать, что программа благоустройства в Рязани за последние годы была провалена, и не потому, что у нас плохой мэр, или плохой губернатор, или плохие проектные организации и подрядчики. Просто в Рязани больше 30 лет не было никаких проектов, связанных с развитием городской среды. И вместо того, чтобы привлекать профессионалов, которые в стране уже есть, и опираться на лучшие мировые и российские практики, мы пытаемся просто формально выделить деньги с надеждой, что это решит какие-то проблемы. Не решит. Потому что мы даже ещё не назвали эти проблемы и не сформулировали никаких решений. Поэтому я считаю, что выделение 370 миллионов рублей на Новогоднюю столицу 2020 также станет неэффективным расходованием ресурсов. Не потому, что всё украдут, а потому что не никто не понимает, какие задачи стоят в области создания комфортной городской среды. Мы не первый регион, который столкнулся с подобной проблемой. Одним из способов её решения мне видится создание Центра компетенций в области комфортной городской среды. Нам нужны люди с высоким уровнем профессионализма, которые на постоянной основе будут заниматься вопросами формирования городской среды. Они должны заниматься постановкой целей и задач в области благоустройства, стратегическим планированием, экспертной оценкой проектов, разрабатывать стандарты и типовые проекты для малых городов, и много ещё чем. Необходимость создания такой структуры назрела, и возможности для этого у нас есть. Как минимум, нужно не бояться привлекать специалистов из других регионов, хотя бы в качестве консультантов. Один визит Наталии Фишман с её опытом реализации проектов в Татарстане даёт больше, чем ещё пять лет самостоятельных метаний. Вывод Самое главное — признать наличие проблемы. Признать, что существующая организационная структура будет и дальше плодить бессмысленные проекты, и ещё один год и ещё 370 млн. рублей будут потрачены не на создание комфортной городской среды. После этого можно обсуждать пути решения и думать, где взять компетенции для реализации программы. Тем более, на сегодняшний день уже существует достаточное количество институций в этой области, среди которых Институт «Стрелка», МАРШ, Архитекторы.РФ и другие. Произойдёт ли это в 2019 году? Мы не знаем. Но видеть существующее положение дел и огромное количество упущенных возможностей очень неприятно и горько. На основе данного текста мы сформулируем свои предложения губернатору Рязанской области Николаю Любимову и, в любом случае, будем делать разбор всех крупных реализуемых проектов, чтобы они приносили пользу хотя бы в качестве примера того, как делать не надо.

«Почему Рязань имеет шанс стать удобным городом — но не станет им». Эссе выпускника программы Архитекторы.РФ Ильи Стюхина
© Strelka Magazine