Наследники Шнитке
Музыку, сочиненную столетие назад, мы, по привычке, называем современной. Всему, что непонятно, сложно, необъяснимо, часто приклеиваем этот ярлык в нарицательном смысле. Ныне живущие авторы отпугивают публику, актуальная музыка вызывает раздражение у традиционного слушателя. К сожалению, российского. Западная аудитория в этом смысле лучше воспитана и открыта для восприятия нового, даже жадна до всего необычного. Еще труднее нашим молодым современникам доказать право на творчество. Желторотые новобранцы не вызывают любопытства. И здорово, что состоялся такой концерт, по горячим следам завершившегося конкурса. Композитор Александр Чайковский, худрук Московской филармонии, неизменный председатель жюри Конкурса, а также человек, мощно продвигающий современнейшую музыку в своей деятельности, Юрий Башмет опекают робкие ростки молодой композиторской поросли. Камерная музыка начинающих прозвучала в Камерном зале самой Московской филармонии. Фото: Алексей Молчановский Камерная музыка - филигранная, тонкая композиторская техника, оригинальность проявления таланта и ремесла автора. Одновременно, это предъикт к большому оркестровому симфонизму. Сразу полотна даже "Бетховены" не могли сочинять, начинали с малых форм. Во-первых, хочется сказать самые горячие слова в адрес исполнителей-солистов концерта. Музыканты играли все произведения, не делая никакого предпочтения какому-либо. Они убеждали каждый раз, что вот сейчас звучит самое лучшее из всех, самое полюбившееся им творение. Ярко, предельно выразительно они "разъясняли" публике замысел, драматургию. Выстраивая формы композиций исполнительскими средствами, помогали восприятию музыки. Музыка, впрочем, была не самая сложная. Все произведения слушались почти легко и вызывали интерес по-прежнему, хотя я слушала эту программу на самом конкурсе в Сочи. Особо привлекли фортепианные квинтеты. Мердан Бяшимов, лауреат I премии и Даниил Посаженников, лауреат II премии представили, на мой вкус, очень талантливые работы. Альфред Шнитке, именем которого назван конкурс, с особым вниманием относился к камерным опусам. Его фортепианный квинтет прочно вошел в репертуар исполнителей всего мира. В этом опусе 1972 года памяти матери Шнитке находил нетрадиционные приемы извлечения звуков. Так, пианист, например, отпускал с механическим стуком лапку правой педали, изображая стук сердца. Посаженников, любопытно, использовал в финале квинтета свистящий звук от взмахов в воздухе смычков струнников, завершив произведение последним резким смычковым махом вниз первого скрипача. Если учесть, что до этого был большой раздел длительного фортиссимо с повторяющимися остинато у всех инструментов, то такой механический эффект сработал на уравновешивающем контрасте практически тишины. Фото: Алексей Молчановский Туркмен Бяшимов украсил свой мелодизм, ожидаемо, этническими напевами. Но не только это стало причиной оригинальной самобытности его квинтета. Ощущение "свежести", настроения "весеннести", цветения степей и пастбищ сквозили чрез непримитивный, академически осмысленный музыкальный язык. Получилась просто красивая музыка, сшитая из добротной композиторской ткани. На многократно повторенной фразе альта, почти мычании коровы, строится первая часть. Обыденные картины и звуки простой жизни автор сумел превратить в поэтическое изображение малой родины. Очень жаль, что слушателей собралось не так много, как хотелось бы. Где же молодые коллеги, собратья по композиторскому цеху, в первую очередь? Зря, настроение от ребят-авторов и музыкантов-исполнителей поднялось - талантливо, профессионально и перспективно.