Вопрос об участии Законодательной Думы края в формировании Правительства региона вызвал бурные споры
Законопроект о внесении изменений в региональные законы «О Законодательной Думе Хабаровского края» и «О Правительстве Хабаровского края» рассмотрели в первом чтении на внеочередном заседании краевого парламента. Представляя законопроект, инициатором которого выступила группа парламентариев Законодательной Думы края, депутат Сергей Сокуренко отметил, что 1 марта этого года краевым парламентом принят закон, закрепивший в Уставе Хабаровского края право Думы участвовать в формировании Правительства края, путем согласования назначения Губернатором края на должности отдельных членов Правительства региона. Указанный закон уже обнародован и вступил в силу 12 марта 2019 года. Законопроект о внесении изменений в региональные законы «О Законодательной Думе Хабаровского края» и «О Правительстве Хабаровского края» подготовлен в развитие вышеназванного положения краевого Устава. Стоит отметить, что сама идея участия краевой Думы в формировании правительства вызвала живой интерес и стала предметом бурных споров еще задолго до заседания. Законопроект содержит ответы на вопросы, которые неоднократно поднимались в ходе этих обсуждений. «Мы глубоко изучили доводы Правительства края и самого Губернатора, в связи с чем мною будет предложено развернутое мотивированное обоснование настоящего проекта закона, - подчеркнул Сергей Сокуренко. – Прежде всего, в законопроекте предлагается уточнить перечень должностей краевого Правительства, в назначении которых будет принимать участие Законодательная Дума. Согласно законопроекту, Дума будет согласовывать назначение Губернатором на должности:вице-губернатора края, первых заместителей Председателя Правительства края, заместителей Председателя Правительства края». По словам депутата, в сравнении с аналогичной нормой, действовавшей в крае в период с 2001 по 2013 годы, это более мягкая позиция, так как ранее предусматривалось согласование и отдельных министров – министра финансов края, министра имущественных отношений края. Также законопроект содержит четкую процедуру рассмотрения вопроса о согласовании представленных Губернатором кандидатур. Предложение Губернатора должно быть рассмотрено на ближайшем заседании Думы и считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов Думы. В случае, если Дума три раза не примет решение о согласовании назначения на одну и ту же должность, Губернатор вправе самостоятельно принять решение о назначении. В отличие от ранее действовавшей нормы, в соответствии с позицией прокуратуры края, законопроектом не предусмотрены конкретные сроки для внесения кандидатур Губернатором на согласование. Ранее при обсуждении инициативы неоднократно звучали вопросы депутатам о критериях, которыми они будут руководствоваться при согласовании представленных Губернатором кандидатур. «Мы отказались от закрепления каких-либо критериев, по которым будет проводиться согласование кандидатур на должности в Правительство края в законе, так как именно это и будет вмешательством в деятельность Губернатора края и навязыванием ему критериев, по которым он должен подбирать кандидатов на должности. Эту позицию разделяет и прокуратура края», - подчеркнул Сергей Сокуренко. Тем не менее он пояснил критерии, которыми планируют руководствоваться депутаты Думы при согласовании: «Профессиональные качества, образование кандидата, его послужной список. Это объективные обстоятельства, по которым можно сделать вывод, насколько эффективно будет работать кандидат в качестве члена Правительства. А также понимание кандидатом содержания национальных проектов, государственных программ и программ края, в том числе путей достижения целевых показателей, которые в них обозначены. Думаю, все согласятся, что только по этим критериям мы можем дать оценку эффективности руководителя отрасли и куратора направления», - отметил депутат. Законопроект также закрепляет процедуру реализации Думой права выразить недоверие членам Правительства края, в назначении которых на должности она принимала участие. Основанием для выражения недоверия является неоднократное принятие ими незаконных решений либо совершение ими незаконных действий, установленные соответствующим судом. Полномочный представитель Губернатора края в Законодательной Думе Станислав Заливин попросил обосновать, чем вызвано предложение согласовывать Думой 13 членов Правительства региона – это больше половины членов Правительства Хабаровского края. Он также отметил, что норма, существовавшая ранее, позволяла Думе согласовывать кандидатуры от трех до пяти членов Правительства, трех заместителей Председателя Правительства края и двух министров. Сергей Сокуренко ответил, что названное число кандидатур соответствовало примерной структуре того Правительства, которое существовала при Губернаторе в то время. «Вы справедливо заметили, что было меньше тех должностных лиц, которых сегодня появилось гораздо больше, чем заявлялось после вступления Губернатором в должность. И тут я полностью с Вами согласен, может посмотреть на тот объем и количество заместителей, которые сегодня есть у губернатора?», - парировал депутат. Также Станислав Заливин обратил внимание на отсутствие в законопроекте пункта о личном присутствии кандидата на заседании Думы, на котором принимается решение о согласовании его назначения, и выразил мнение, что законопроект требует тщательной совместной проработки. Виктор Постников, выступавший содокладчиком по законопроекту, отметил, что комитет по вопросам государственного устройства и местного самоуправления рассмотрел проект закона и рекомендовал принять его в первом чтении именно в той концепции, о которой рассказал докладчик. Депутат также предложил: поскольку данный законопроект имеет долгую историю – с ноября прошлого года, и у представителей Правительства региона было достаточно времени для проработки корректировки законопроекта, установить сроки предоставления поправок – до 22 марта 2019 года включительно. Большинством голосов законопроект принят в первом чтении. Фото: пресс-служба Законодательной Думы Хабаровского края