Владимир Гурдус: «Врач вполне может быть искусственным интеллектом»

Как и во всем мире, телемедицина в России может стать драйвером развития рынка Digital Health – к 2030 году последний обещает вырасти до 90 млрд рублей (2,8% от всего рынка здравоохранения). Вместе с тем в отношении новой индустрии нередко звучат сомнения. В числе препятствий развитию, к примеру, аналитики Frost&Sullivan отмечали нежелание врачей сотрудничать, недружелюбную регуляторную среду и отсутствие ясности с оплатой услуг. Не исключено, что именно следствием последних стала приостановка работы телемедицинского проекта «Мегафон.Здоровье» оператором «большой четверки» компанией «Мегафон». До этого от развития сети телемедицинских кабин отказалась группа компаний «Эркафарм», запускавшая его в партнерстве с сервисом Doc+. «Инвест-Форсайт» поинтересовался у партнера компании «Тим Драйв», сооснователя сети клиник «Доктор рядом» Владимира Гурдуса перспективами инвестирования на рынке здравоохранения. По итогам 2018 г. телемедицинские услуги принесли «Доктору рядом» 155 млн руб. выручки. Цифровое подразделение компании вскоре будет выделено в отдельную цифровую компанию. «Доктор рядом» был создан в 2013 г. – компания «Тим Драйв», собрав пул частных инвесторов, вложила в проект более 1 миллиарда рублей. Помимо «Доктора рядом», «Тим Драйв» запустила еще несколько проектов: инвестиционную компанию «РМИ Партнерс», которая проинвестировала порядка 20 сделок со стартапами (США, Великобритания, Израиль), разрабатывающими фармпрепараты и медицинские приборы, а также управляла развитием с нуля российской фармацевтической компании «НоваМедика», в которую приземляются интеллектуальные права на проинвестированные за рубежом инновации. – Владимир Оскарович, какие сегменты рынка цифровой медицины наиболее интересны для инвестиций? – Прежде всего стоит вкладываться в решения для медицины, связанные с искусственным интеллектом. Спектр их достаточно широк. Также перспективно вкладываться в развитие медицинских информационных систем (МИС). Это и электронный документооборот, и поддержка принятия клинических решений, и получение и обработка данных от приборов дистанционного мониторинга здоровья и пр. Также стоит смотреть на решения, укладывающиеся в концепцию «4P-медицина» – формат медицины будущего, базирующийся на таких понятиях, как персонализация, предикция, превентивность и партисипативность. Еще одно направление – все, что связано с дистанционным мониторингом здоровья человека, медицинскими приборами для самодиагностики и упрощенной медицинской диагностики. Я думаю, в этом секторе через несколько лет случится бум сертификации. Многие компании начнут предлагать вещи, которые позволят пациентам не выходя из дома решить самые разные медицинские вопросы. «Доктор Google» – это хорошо, но нужны приборы. Взрыв произойдет, когда Apple или Samsung начнут встраивать в свои продукты медицинские сервисы. Первый продукт от Apple уже, кстати, получил сертификацию FDA: с его помощью можно снять кардиограмму, используя телефон. Это будет настоящий бум! У вас в кармане окажется набор медицинских приборов, обращаться к врачу во многих случаях не будет необходимости. Ну и, конечно, хранение медицинских данных – тоже очень перспективный и интересный сегмент. – «Тим Драйв» сегодня во что готова вкладываться в цифровой медицине? – Наш проект «Доктор рядом» – во многом проект-интегратор, связанный со взаимодействием с конечным клиентом. Это не узкоспециализированная компания, занимающаяся разработкой, например, нового кардиоприбора. Это проект экосистемный. Если мы видим интересную историю, продукт, который может усилить экосистему, можем вложиться. Правда, в России пока не очень много вещей, в которые хочется инвестировать. – На мировой рынок смотрите? – Да, смотрим. Но предпочли бы покупать уже более-менее готовые продукты, а не вкладываться в разработку. Просто время имеет значение. Мы работаем не в режиме инкубатора, а в режиме маркетмейкера, то есть мы готовы брать готовый продукт и выводить его на рынок: тестировать, пробовать, пилотировать. Так что у нас будет, скорее, не стратегия венчурного инвестора в новые разработки, а инвестиции в новые продукты и людей, которые в курсе всего нового и выводят инновации на рынок в опережающем режиме. – Какие все же направления в отрасли вы предпочитаете? – Для нас приоритет – первичная медицина, врачи общей практики. Мы сделали акцент не на специализированной медицине, а на медицине первого уровня, первой линии. Это то, что составляет порядка 95% потребностей обычного человека. Слава богу, пересаживать сердце надо редко, а астма, гипертония, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет – это то, чем человек и болеет в основном. И то, в сторону чего мы сейчас смотрим. – То есть если вы и присматриваетесь к решениям, то именно для первичной медицины? – Если говорить о конкретном проекте, который мы развиваем, сегодня наша задача – решить вопрос удобства клиентов, не углубляясь в медицинскую идеологию, чтобы по максимуму экономить человеку время, силы, а также облегчать принятие решений. Чтобы вы, например, не в Google набирали запрос «болит голова что делать» и искали ответы в тоннах мусора в Сети, а нажали кнопочку в приложении и поговорили с врачом. И чтобы все было быстро, легко и удобно. А на следующем этапе чтобы был уже врач, который вас наблюдал. Кстати, этот врач вполне может быть искусственным интеллектом, который проанализирует ваши жалобы и предыдущие назначения, а затем сможет напомнить, что 3 месяца назад у вас был повышенный сахар в анализе, и предложить сдать его повторно для проверки. Это то, во что мы сейчас хотим вкладываться – это наша медицинская и сервисная концепция. – В телемедицину верите? – Нет вопроса доверия или недоверия к телемедицине, есть вопрос к существующей сегодня модели. Можно на завтрак подать борщ и, если его не захотят есть, сделать вывод, что завтраки исчерпали себя как формат. Просто есть определенные этапы развития индустрии, в процессе которых возникает соответствующая культура. Сейчас мы помогаем действующему врачу цифровыми технологиями. Но пока у людей нет привычки зайти в кабинку, положить палец в неизвестный прибор и самим себя продиагностировать. Пользователи еще не совсем к этому готовы. Даже кнопку нажать для разговора с врачом – надо ведь себя преодолеть! В том числе свой страх. А если нужно заходить в кабинку, где непонятно кто возьмет у вас анализы… Все это, конечно, непривычно. И может работать только в системе. Например, ты поговорил с врачом, он тебе уже рекомендовал пойти в соседнюю аптеку, где есть кабинка самодиагностики, сдать кровь и через 20 минут получить врачебное заключение с рекомендациями. А если просто поставить кабинку самодиагностики в аптеку – это не будет работать. – А чем ваш проект тогда отличается? – Мы не придумываем за клиента какую-то фигню. Мы пытаемся посмотреть на систему здравоохранения глазами пациента. Мы же не случайно вышли из страхового бизнеса: я сам был в авангарде создания добровольного медицинского страхования в России. А ДМС – это про организацию медицинской помощи за рациональные деньги удобным способом. Здесь то же самое. Мы занимаемся тем, что адаптируем систему здравоохранения под потребности человека. Увы, но система здравоохранения в России всегда была не клиентоориентированной: все строилось вокруг врача, а не пациента. Мы же пытаемся поставить в центр пациента. Об этом тренде сегодня и Минздрав говорит. Мы смотрим, что нужно клиенту, и делаем это – вот почему у нас много клиентов. – Будет ли рывок телемедицины, если ее включить в ОМС? – Не имеет значения. Рывок будет, когда люди станут активнее пользоваться телемедициной. Даже если из 3,8 млн человек, которым доступна наша телемедицина, услугами «Доктор рядом» воспользуется хотя бы 10%, – уже будет огромный рывок. И, если это будет удобно, они будут возвращаться и пользоваться вновь. А я уверен, что телемедицина удобна любому человеку. И то, что мы сегодня создаем, по карману всем: 4-5 тысяч рублей в год за цифрового ассистента отдать может каждый. Беседовала Ольга Блинова

Владимир Гурдус: «Врач вполне может быть искусственным интеллектом»
© Инвест-Форсайт