Лицедеи или сумасшедшие: кто такие «самозванцы»?
Синдром самозванца – неспособность человека воспринимать свои достижения и заслуги как следствие собственных навыков, качеств и усилий – не такое уж редкое явление. По некоторым данным, самозванцами периодически чувствуют себя 7 людей из 10. Среди знаменитостей и тех, кто добился успеха, «самозванцев» вдвое меньше. В их числе упоминаются даже Альберт Эйнштейн, страдавший синдромом самозванца под конец своей жизни, а также сценарист Чак Лорри, писатель Нил Гейман, комедийный актёр Томми Купер, предпринимательница Шерил Сэндберг, член Верховного суда США Соня Сотомайор и актриса Эмма Уотсон. Несмотря на внешние доказательства успеха, такие люди уверены в том, что они – обманщики, а все свои победы объясняют удачей или умением пускать пыль в глаза окружающим. Дескать, они выглядят умнее и компетентнее, чем есть на самом деле, и только поэтому чего-то добились в жизни. Впервые термин «феномен самозванца» был использован в конце 70-х гг. в статье Паулины Клэнс и Сюзанны Аймс, которые выяснили, что многие успешные дамы не считают себя умными и допускают переоценку со стороны окружающих. «Самозванцы» боятся как того, что их разоблачат, выявив их некомпетентность, так и того, что удача от них отвернется. Если отталкиваться от психоаналитической версии появления у человека подобных установок, в одном случае речь может идти о неравном отношении родителей к детям (тот ребенок, которого считали менее умным, всегда будет ощущать себя не в своей тарелке, даже став нобелевским лауреатом), во втором – об идеализации ребенка. Когда он вырастает и сталкивается с объективной оценкой окружающих, родительская оценка рушится, а человек начинает считать себя посредственностью. «У них все получается» Со своей стороны, психиатр-психотерапевт, доцент Института Психоанализа, действительный член Европейской и Российской Профессиональной Психотерапевтической Лиги Владимир Файнзильберг поясняет: синдром самозванца может проявляться по-разному. «Есть так называемые «дети лейтенанта Шмидта», которые пытаются присвоить себе элементы высокого происхождения и получить с этого какую-то материальную выгоду. Обычно это жулики, проходимцы, манипуляторы и мошенники. Но бывают и лица, у которых от подобных идей формируется повышенный – гипоманиакальный – фон настроения, в то же время, не достигающий степени выраженного психического расстройства – маниакала», – говорит врач. Граждане из второй категории искренне верят в свою избранность, претендуют на какие-то великие научные открытия, считают себя выше толпы (и постоянно это демонстрируют), продвигают в массы идеи собственного превосходства, и тп. «Они стараются выделиться на фоне других и, пока такое состояние длится, они процветают. А поскольку идеи процветания и превосходства доминируют в обществе, такие люди производят положительное впечатление на окружающих, которые очень часто поддаются на их провокации. Как правило, у этих людей все получается – и бизнес, и идеи», – говорит собеседник «МИР 24». Гипоманиакальным состоянием можно объяснить не только претензии отдельных исследователей на открытия всемирного масштаба, но и деятельность лидеров некоторых сект. «Подобные сектанты эпизодически появляются в поле зрения различных правоохранительных органов. Во главе таких сект, как правило, стоят люди с определенными психическими расстройствами в виде гипоманиакальных приступов. Это может быть и более серьезное расстройство с присоединением бредовой симптоматики, т.е. шизофрения, а может быть просто повышение фона настроения в рамках биполярного расстройства. Например, некий посредственный специалист может вещать на аудиторию в своих публикациях, что он открыл Америку, представляется лидером, серьезным ученым, профессором французской академии номер три. Если спросить его, где он взял такую академию, он скажет: «ведь никто не знает, есть третья академия или нет, но как звучит!»» – поясняет эксперт. У такого «профессора академии номер три» – завышенная самооценка. «А у его коллеги, который, возможно, и представляет какой-то интерес, самооценка заниженная, он не пишет книг, находится в тени первого. Но преуспеет тот, кто умеет себя более выгодно подать и продать, хотя для этого, как правило, требуется либо стойкое психическое расстройство, либо фантастический актерский дар. При этом, как говорят, самые великие актеры – совершенно невыносимые в жизни люди. Но таких мало, а вот людей с теми или иными психическими отклонениями – гораздо больше, и они могут лидировать», – говорит врач. Иногда бред величия возвращается к обычному состоянию, к норме. «Но чаще такие люди впадают в противоположные состояния, настроение снижается, и то, чего они достигли в период повышенного настроения, исчезает, нейтрализуется. Могу привести массу таких примеров из практики. Люди поступали в трудные для поступления вузы, могли написать диссертацию, достигнуть высот в продвижении по служебной лестнице, а потом все это рушилось. Некоторые авторы не считают это выраженным психическим расстройством, а некоторые считают его началом. Такие люди нуждаются в консультации психиатра и лечении. Но обычно они сами не приходят, поскольку для них это состояние приятно», – поясняет психиатр. Так что самовозвеличиванием и самообесцениванием с легкостью может заниматься один и тот же пациент – просто на разных «фазах» процесса. Когда в «самозванце» включается критик, человек обесценивает свои достижения. Когда в стадии гиперкомпенсации критик выключается, на первый план выходит «Наполеон». Впрочем, самообесцениванием могут эпизодически заниматься и перфекционисты, и гипертимные личности в период снижения фона настроения. «Гипертимные люди – это лидеры, они активны, подвижны, у них масса идей, они концентрируют людей вокруг себя. Но это не отклонение. А вот когда мы говорим о гипоманиакальном состоянии, появляется очень много мыслей, идей превосходства, убеждений, что человек выше других, не такой, как все, и так далее. Это уже можно отнести к условной патологии – в отличие от гипертимов», – поясняет врач. «Норма жизни» Еще унылыми неудачниками и самозванцами могут ощущать себя люди в депрессии. «Это обычное состояние подавляющего большинства населения: быть скромными, прячущимися за чужие спины, недооценивающими себя. В основе лежит не столько психоаналитическая теория о внушенных в детстве комплексах, сколько подозрение, что эти люди испытывают депрессивные переживания с идеями самообвинения и самоуничижения», – поясняет психотерапевт. Такие люди, как правило, работают на низкооплачиваемых должностях, не верят в свой потенциал, не готовы добиваться каких-то амбициозных задач. Низкий уровень оплаты их труда тянет за собой и депрессию. «Я проработал старшим врачом приемного покоя десять лет, это же ужас! За ночь ты не спишь ни одной минуты, а за это все получаешь копейки! Врачей не хватает. Люди не хотят идти в профессию, чтобы работать потом за копейки, им это невыгодно. И это касается не только медицины. В итоге у людей теряется уверенность в будущем», – говорит врач. Но все-таки изначально личность формируется и семьей, и окружающими, и школой, где подросткам в нарушение всех педагогических норм часто объясняют, что они – ничтожество. Далее все то же самое происходит уже на производстве. «Все зависит от самооценки, которая формируется обществом. Школа в чем-то влияет на формирование личности даже больше, чем семья, хотя это спорный вопрос. Те устои, которые вырабатываются в семье, наверное, более стойкие, в комплексе все это и формирует личность. Но представим, что учитель говорит мальчику при всем классе, что он болван! Оплата учителя тоже очень скромная, и он часто срывает на учеников какие-то свои личные проблемы. Получается замкнутый круг. Далее определенные уроки преподносит уже взрослая жизнь. В советское время, которое сейчас все ругают, получение диплома подразумевало работу, зарплату, квартиру. Да, у всех все было примерно одинаковым, но достаточным! А сейчас получение трех дипломов ничего не гарантирует. Значит, нет уверенности в том, что ты все делаешь правильно. Подавляющее большинство пашут всю жизнь, и к пенсии ничего не имеют. Тут и формируется идея о том, что мы ничего не достойны. Это если не говорить о патологиях, а ограничиться только психологией поведения толпы, когда человек дожил до определенного возраста, и у него нет каких-то определенных успехов», – говорит врач. Так что к постоянному ощущению себя «самозванцем» могут вести не только какие-то сугубо психологические проблемы, но и отсутствие инструментария для самореализации – при, казалось бы, правильных вводных и данных. Впрочем, от обретения такого инструментария суть диагноза может измениться только формально: вчерашний «лузер» превратится в «великого исследователя» и пойдет морочить голову тем, кто пока на противоположной стороне баррикад. ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ