Праздничный "Девичник" на сцене "Геликон-оперы"
Подобные праздничные постановки к 23 февраля проходят в "Геликон-опере" уже не впервые и традиционно называются "Девичник", поскольку позиционируют себя в гендерном аспекте этого праздника, что придаёт ему, пожалуй, более гуманистический характер и, в соответствии с этим, дамы поздравляют кавалеров. По крайней мере, со сцены "Геликон-оперы". Проще говоря, на сцене в этот день только женская половина труппы. В нынешнем году гала-концерт назывался "Опера падших", деликатно подразумевая некоторую недостаточную социальную ответственность персонажей и героинь опер, фрагменты из которых исполнялись в этой постановке. Кстати, говоря, уникальной, потому что этот подарок к 23 февраля — событие разовое и неповторимое. Фото: пресс-служба театра "Геликон-опера" Режиссёр гала-концерта Илья Ильин нашёл сразу несколько решений, которые сделали, казалось бы, банальный набор популярных арий из опер единым целым. Он использовал целый комплекс режиссёрских наработок и находок, каждая из которых сработала в своё время. Первое же, что вызвало недоумение — это программка, в которой в каждой арии указано две, а то и три исполнительницы. Естественно, начинаешь искать классическую карандашную галочку, которую ставят обычно напротив фамилии солистки, которая занята именно в этот вечер. И только во время самого концерта выясняется, что арию Земфиры из "Алеко" действительно поют и Марина Калинина, и Ольга Щеглова, вступая при этом друг с другом в сложные и, я бы сказал, неприязненные отношения. Точно также, как в Вальсе Мюзетты отношения двух Мюзетт (Майя Барковская и Елена Семёнова) выстроены ещё более нетрадиционным образом. То есть все эти игры с академическим оперным материалом подчеркивают праздничность и "ненарочность" события. На первый взгляд огромный по размеру концерт, состоящий из более чем двадцати номеров, оказался на самом деле достаточно компактным, во-первых, в силу того, что был поставлен в одно отделение, во-вторых, потому что инструментальные номера, призванные разделить концерт на смысловые зоны, поначалу пугающие своими неуместными в данном контексте размерами, как например "Ночь на Лысой горе" М. Мусоргского, оказались исполнены фрагментарно. И, наконец, само смысловое членение концерта на три условные части — "Цыганки. Ведьмы. Куртизанки" — придало ему ритмически выстроенную форму. К тому же в третью, финальную секцию ("Куртизанки") попали наиболее жизнерадостные и яркие музыкальные образы. Правда, справедливости ради, я бы заметил, что Лакме, дочь индийского брамина, со своей служанкой Малликой затесалась в эту компанию чудесных красавиц незаслуженно. Хотя исполнен Цветочный дуэт (Анна Гречихина и Анна Пегова) был блистательно. Фото: пресс-служба театра "Геликон-опера" А в многочисленные сцены соблазнения был вовлечён дирижёр Валерий Кирьянов, отдуваясь за всю сильную половину человечества. Такая образная структурированность концерта приводит к тому, что и сам концерт стал своего рода иллюстрацией к тому, скажем, насколько тема цыган интересовала либреттистов, композиторов и публику и в каком ракурсе можно изучать историю оперного искусства. И, конечно же, очень сильным решением было использование имеющихся в наличии сценических декоративных ресурсов — как основа были использованы декорации от спектакля "Турандот", включая возможности сценической машинерии и видеопроекции (А. Андронов), сценического освещения (Д. Енюков), а также костюмы из самых разных спектаклей — от "Волшебной флейты" до "Золотого петушка". Фото: пресс-служба театра "Геликон-опера" В конце накал темперамента усилился до максимума и к финальному канкану из "Орфея в аду" Оффенбаха происходившее на сцене уже напоминало инфернально-психоделический Мулен-Руж или Фридрихштадтпаласт. Воспитательный смысл подобных мероприятий очевиден — после таких концертов защитники Отечества абсолютно предметно понимают, что им есть что защищать. Фото: пресс-служба театра "Геликон-опера" Восьмого марта "Геликон-опера" приглашает прекрасных дам на "Мальчишник".