О. Максименко: Кирилл должен принять титул Патриарха Киевского, Московского и Всея Руси
Отец Вячеслав Максименко родился в 1960 году в Днепродзержинске. Работал начальником управления транспорта и связи, заместителем главы комитета по строительству, архитектуре и городскому хозяйству Днепродзержинского горисполкома, генеральным директором "Днепродзержинскгорэлектротранс", депутат двух созывов и председатель комиссии по транспорту и связи Днепродзержинского горсовета, руководитель общественного движения "За Русь Святую и Веру Православную!". В 2006 году коренным образом изменил свою жизнь и стал священником. С 2014 года — иеромонах. Поэт, композитор, автор песен, публицист. В 2004-2005 г.г. был советником Виктора Януковича. Имеет 5 дипломов об образовании. -Отец Вячеслав, когда мы получаем информацию о захваченных храмах, о том, как пришли раскольники, срезав замки, захватили храм, мы не только сочувствуем захваченным, но и задаемся вопросом, а можно ли было так легко захватить храм, срезать замок, если бы настоятель проповедовал, ходил в народ, объяснял, что такое Церковь, где ее границы, собрал бы миссионерскую общину? Какова ситуация с общинным развитием в УПЦ, с миссией и катехизацией? Какие слабые места в УПЦ вы видите и что, по-вашему, необходимо сделать для полноценного церковного развития УПЦ в условиях гонений? — За что сегодня идет война? За миссию и катехизацию? Нет, за власть над деньгами и над людьми, рассматриваемых в качестве избирателей и рабочей силы! Миссии нет, потому что нет обучения архиереев, уже служащих, нет и базы для обучения миссии. Я не имею в виду базу научную, нет… Не о той миссии речь, не об умении православных победить сектантов в споре на улице, а о миссии, как образе жизни духовенства, прежде всего! У нас из одних архиерейских уст в другие архиерейские уста передаются слова «где епископ — там и церковь», тем подчеркивая, что вот на этой территории только моя власть и что хочу, то и ворочу. А ведь слова великого святого, прославленного Церковью, священномученика Игнатия Богоносца звучат иначе: «Без епископа нет Церкви, где епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и соборная Церковь». Вот ведь в чем разница! Не народ под епископа, а епископ для народа по примеру Самого Христа, служившего и служащего Соборной Церкви! Приезд архиерея на приход в нынешнее время информационных атак на УПЦ — смешной приезд позапрошловекового «свадебного генерала»! Каравай, поклоны, переоблачение семью иподиаконами и в итоге «ни о чем» елейная «проповедь»! Люди ждут конкретику! Евангелие должно быть приложено ко дню сегодняшнему, но не на Евангелие напялить костюм современности, как это делают сектанты и «политправославные», а Евангелие надеть поверх современности! Почему-то епископ Виктор (Коцаба) может и хочет говорить по-английски, чтобы донести тревогу за УПЦ, украшая язык эмоциями, что особо не присуще этому языку? Почему-то псковский митрополит Тихон (Шевкунов) смог отказаться от «конвертиков»? Почему-то Блаженнейший Митрополит Онуфрий может служить в иерейском облачении, даже на Афоне, как и Тульчинский митрополит Ионафан иерейским чином может совершать Литургию, а затихаренные в «тайной миссии», выжидающие удобного момента сбежать в СЦУ/ПЦУ или выклянчить себе белый клобук в УПЦ, обязательно должны служить в сочных маках и розах на саккосе, от службы к службе новее да дороже сияя, хоть и в пустых соборах и храмах? Пора отучать мирян от погони за «благословением». Архиерей не должен быть настоятелем кафедрального собора! В епархиальном управлении не должно быть магазинов с церковными товарами, тем паче, по городу с благословения архиерея! Каждая община вполне сегодня способна закупить по своим нуждам церковную утварь в синодальном центральном складе, литературу и прочие нужные церковные товары через интернет. Зачем в епархиальном управлении бухгалтерия? Священник сам за себя выплачивает суммы в Пенсионный фонд или не выплачивает, как того желает… Принять взносы на содержание архиерея и помощника с уборщицей — примут руководители благочиннических округов от священников и сдадут помощнику архиерея — в чем сложность? Юрист в епархии — нужен, а может и два, но зачем бухгалтер, если не «проворачивать» деньги на строительство через депозитное ростовщичество? Не нужен. Архиерей обязан быть свободным от связей с государством вообще и только тогда, когда нет нигде его подписи на банковских карточках, тогда он волен говорить нужное и управлять по любви и самопожертвенно, в том числе и во взаимоотношениях с властью светской. Община, приходская община — вот центр духовности и развития, в том числе и материального. Не дело архиерея считать людские деньги! Заскорузлость от засиженности нужно сдирать, пусть и болезненно, до живых тканей, чтоб началось оживление организма. Не надо опасаться смещать с кафедр явных лентяев, приспособленцев, «тихушников». Молчуны вредят больше Церкви, чем явные противники! В «особый период», то есть в период явной войны против УПЦ, в частности и против Церкви, как таковой, молчание одних, порождающее молчание других, в итоге разрушает соборность народа. Община должна быть центром миссии! Живая община — залог развития православия единой Киевской Руси! Нас, верующих УПЦ, унижают, грозясь закрыть, если не переименуемся, требуют, чтоб мы назвались «Русской Церковью в Украине»! Ну, если так, тогда титул Патриарха нашего нужно переименовать на «Святейший Патриарх Киевский, Московский и всея Руси», обозначив первородность Святого Крещения в днепровской купели Киевской Руси. И про катехизацию… Без катехизации нет миссии! Не должно быть конвейеров ради получения доходов от Крещения, от Венчания! Нужно людей готовить к крещению и венчанию. Исходить из того, что «вот пришли и хорошо» — ложь для оправдания поповской лени учить людей. Необходимо категорически запретить священникам совершать таинства и сурово наказывать за их совершение без минимального, хотя бы трехдневного, общения о таинстве, о Церкви, о Христе изначально! -Патриарх Варфоломей дал Томос мирянину, которого постригал в монашество и ставил в епископы преданный анафеме Филарет. Причем, когда Филарет ставил Епифания, анафему ему Варфоломей признавал. Если это произошло, то, значит, если я куплю архиерейские облачения в магазине «Софрино» и назову себя «митрополитом Крылатского», попрошу Варфоломея дать мне «томос», то я получи его и патриарх Варфоломей будет сослужить со мной, как с митрополитом? А что, Думенко можно, а Чаленко нельзя? — Совершенно однозначно отвечу: лично мне уже все «это» — не интересно! Филарет, Епифаний, ушедшие митрополиты, пришедшие митрополиты — не интересно! Как и не интересен их «томос» и визги о нем. Не надо уже реагировать на истеричку-машинисточку, не успевающую печатать за шефом! Кто хочет надеть на себя облачение — пусть надевает хоть казан на голову. Чаленко вряд ли наденет, потому что понимает ответственность, а кто не понимает — пусть рядится. Кстати, совершенно не интересует любое действие «вселенского», потому что он самолично перечеркнул связь с людьми Киевской Руси, с самой многолюдной церковью Евразии. У нас есть наша Церковь и Бог дал именно ей, а не Константинопольской, развиваться кратно, и она развилась кратно больше «конкурента», потому я считаю, что просто не нужно обращать внимание на весь визг слуг безпаственного «конкурента». -Мы видим достойных политиков, защищающих Церковь. Вадим Новинский — это идеал активного мирянина, Юрий Бойко помогал знаменитому Банченскому монастырю, наместник которого, бескомпромиссный защитник Церкви архиепископ Лонгин (Жар), усыновил более 200 больных детей и создал грандиозный детский приют при Банченском монастыре. Но УПЦ уничтожают, а православные политики не могут вместе собраться у Чаши Христовой, помолиться, исповедаться, причаститься и договориться, ибо их разрозненность и конкуренция помогает добивать УПЦ. Почему так происходит? Может, их соберет митрополит Онуфрий или заявивший о недоверии Порошенко митрополит Ионафан, или кто- то из не молчащих пастырей вроде вас? — Я не знаю, кто сможет собрать политиков, ратующих в законодательном органе Украины за каноническую УПЦ, точно не я — авторитет не тот, но четко знаю, если каждый из них не совершит сам лично раздел в себе на Божие и кесарево, если поговорит со своей совестью, вспомнив, зачем когда-то начал позиционировать себя православным и пока каждый не поймет, что все их кресла во власти и деньги тленны и очень скоро тленны, как по инфляции, по банкротству, так и по смерти человеческой, потому что вип-карты у входа в Рай не принимают, тогда они проявят мудрость, вняв Мудрости Божией, и в Прощенное Воскресение пред алтарем у предстоятеля УПЦ возьмут благословение на объединение и срочно организуют активную мобилизацию людей в пользу одного кандидата в президенты Украины, после чего и скорректируют свою деятельность на выборы в ВРУ. -Вы выполняете свой пастырский долг, благовествуете. Гонения пробудили богословско- апологетическую мысль УПЦ. Кого вы считаете вашими великими не молчащими современниками? — Я выполняю то, что я с радостью принял от Господа, избравшего меня, как и любого из духовенства, чтобы быть проводником людей в Вечность Христову. По поводу того, что гонения, так уж рьяно, пробудили богословско-апологетическую жизнь — не соглашусь. Проснулись не многие, а те, кто и раньше был «в эфире», те и есть, только с более оконтуренными речами и делами. Множество народа просто спряталось по углам, в том числе и священники с архиереями, наблюдая к какому берегу потом примкнуть после победы «мирового пожара». И вот цель наша — из углов их вытащить и привлечь к проповеди. Это, что касается духовенства. А выползет из схронов духовенство, то и люди увидев пастырей, пойдут за ними к молитве. Сегодня мало глашатаев Христа, очень мало. Киевский архимандрит Алипий (Светличный), закарпатский протоиерей Димитрий Сидор, херсонский протоиерей Геннадий Шкиль, киевский протоиерей Сергий Синица, днепропетровский архимандрит Иероним (Ермоленко), тульчинский протоиерей Роман Рудаков и еще не так много активных светочей из священников… Архиереев и того меньше… -Ради чего живут и идут на исповедничество верные УПЦ. К чему вы стремитесь, помимо спасения души, в земной жизни? — Исповедничество, по моему мнению, это не пафос высокомерных проповедей о спасении в смерти ради Христа — это состояние внутреннего настроя. А внутренний настрой общине может заложить только священники и архиереи, исповеднически сами настроенные. Богом надо дышать каждым дыханием и тогда все земное останется на горизонтали отполированной плоскости человеческих грехов, а очи души будут устремлены в вертикаль Небес. -Из Днепродзержинска бывший лидер Правого сектора Дмитрий Ярош. Как мог в вашем городе появиться украинский националист? — Если говорить о личностях, то я не знаком с Дмитрием Ярошем и знать его не мог, потому что он и моложе меня, и не из тех районов центра и промзоны Днепродзержинска, где рос я. А если речь вести о Яроше, как о явлении в политике, так я очень даже не исключаю появление такой «системы» даже в Новосибирске и на Чукотке, если не будет церковной миссии, если архиереи и священники не будут заниматься людьми, а будут вести себя фривольно и по-барски. Не «против» нужно, а «за» двигаться! Себя не можем собрать воедино, но виним кого-то. Миссионерство — это движение себя, а потом уже призыв к людям. Нет этого движения — нет жизни. -Как думаете, УПЦ сможет выстоять против Порошенко и ПЦУ в борьбе за души православных мирян? — СЦУ/ПЦУ начинает заманивать в свои храмы тем, что ставят табуретки, как у католиков, разрешают без платков и платьев входить… Каждый священник, каждый архиерей просто обязаны учиться сами и учить людей догмату о Церкви и тогда у СЦУ/ПЦУ будущего нет. Что касается противостоянию политрелигиозному проекту «СЦУ/ПЦУ», то людям надо пояснять, что СЦУ/ПЦУ создана, как «перевалочная база» для слияния с греко-католиками и подчинения Украины Риму! Конечная цель «политического православия» Украины — уния! Тому подтверждение и «вишенка на торте» — предоставление католикам (греко-католикам) Софии Киевской. Что надо делать, на мой взгляд… Нужны свежие архиерейские силы из числа миссионеров-священников! Это не должны быть монахи из мальчиков-иподиаконов, а должны быть зрелые люди в полувековом возрасте, прошедшие опыт руководства предприятиями, организациями с низовых участков, офицеры-пенсионеры, понимающие принцип ответственности за подразделения, духовно крепкие люди, не жаждущие стать «павлинами», но живущие Богом и дышащие Богом! Нужны новые епархии УПЦ, хотя бы пятнадцать, на территориях крупных областей Украины, где смогли бы проявить себя в качестве примера миссии новые архиереи, способные зажечь верой «потухших» священников и народ, показать другим, обросшим обузой хоздворов, что вера — есть! Уже сейчас нужны митрополичьи округа по Украине и тогда намного проще станет возможным строить вертикаль административной миссионерской «пирамиды», более ускоренной станет передача единой программы развития миссионерства и обратной связи. Брифинги, общение с местными СМИ должны быть у правящих архиереев регулярными. Проведение Крестных Ходов в епархиях и в благочиннических центрах должны стать обязательными миссионерскими трудами. Крайне важно организовать телевизионные или ютуб-передачи с изучением церковно-славянского языка. Крайне важно иметь «обратную связь» с паствой, для чего нужно обустроить в каждом благочинническом округе общественные приемные правящего архиерея и проводить встречи с людьми хотя бы раз в месяц. Крайне важно иметь в каждой епархии не по одному, а по два-три юриста вместо штата прислужливых архиерею мальчиков-иподиаконов. Личная дисциплина священника и архиерея — залог уважения к Церкви. Не проадминистрируемся сами — проадминистрируют нас! И это может быть жестко.