Войти в почту

От бездорожья к потопам в темноте. Краснодар пытается излечиться от проблем

О краснодарских дорогах знает даже Путин В прошлом году Краснодар занял пятое место в рейтинге городов Европы с самыми большими пробками. По данным сервиса GoCompare, водители в столице Кубани проводят в пробках около 49 часов в год. «Яндекс» говорит о том, что наиболее серьезные заторы бывают на улицах Красная, Ростовское шоссе, Уральская, Дзержинского, Северная, 40 лет Победы, Ипподромная, Российская, Ставропольская, Тургенева и ряде других. Жителей волнует не только пропускная способность транспортных артерий, но и их качество. В 2017-м студент во время прямой линии рассказал президенту России Владимиру Путинуо плохом состоянии улицы Новороссийской. Он показал видео с разбитой магистралью, после чего глава государства ответил, что такого быть не должно. Именно жалоба студента президенту сдвинула ситуацию с убитыми дорогами с мертвой точки. Правительство выделило Краснодару 3 млрд рублей на ремонт. Стартовавшие работы продолжились и в 2018 году. Власти, хоть и с задержкой, но отремонтировали улицу Тургенева, Новороссийскую и ряд других магистралей. «Проблема не нова, а простых решений нет», – комментировал ситуацию глава города Евгений Первышов. Он напомнил, что Краснодар получил «беспрецедентные возможности по ремонту дорог». По его словам, власти работают над увеличением пропускной способности магистралей за счет организации движения, а также готовится документ по развитию общественного транспорта. Кроме того, были объединены подразделения по ремонту, содержанию дорог и по организации дорожного движения, создается единый центр управления дорожным движением. А уже в 2019-м мэр рассказал о планах по дорожным работам на ближайшее время. Муниципалитет обещает отремонтировать убитые три километра от Евдокимовской до автотрассы М4 «Дон» и отрезок от улицы Милютинской до переулка Весеннего. Ранее власти краевого центра обещали создать трассу «Южный скоростной периметр», которая соединит улицу Воронежскую с трассой М-4 «Дон». Планируется строительство еще нескольких магистралей с четырьмя полосами. В 2019 году начнется строительство Дальнего Западного обхода Краснодара, который должен снизить транспортную нагрузку на кубанскую столицу. В следующем году также планируется отремонтировать более 72 км дорог города. Это 54 участка улично-дорожной сети города и пригородных населенных пунктов. Власти планируют обновить путепровод по улице Суворова, а также шесть улиц в пригороде – поселках Колосистом и Индустриальном, станицах Елизаветинской и Старокорсунской, хуторе Ленина. Самый длинный планируемый к ремонту участок – более 4,3 км – улица Головатого от Трубилина до Передовой на участках от Щорса до Передовой и от Трубилина до Янковского. Впрочем, вопрос с ремонтом дорог может быть решен более радикально: ранее власти кубанской столицы заявляли о создании «канатного метро». Город-стройка Сложное положение в отрасли девелопмента – еще одна застаревшая краснодарская проблема. Здесь в клубок сплелись самые разнообразные трудности. Это и хаотичная застройка, и морально устаревший генплан, обновить который не получается много лет, и проблемы обманутых дольщиков, и многое другое. О размере проблемы говорит количество арестов работающих в отрасли чиновников и застройщиков. В Краснодаре арестовали архитектора города Игоря Мазурка. А уже в этом году СМИ сообщали, что суд поместил на два месяца в СИЗО Юрия Клещенко – владельца и гендиректора «СМУ Краснодар», ранее являвшегося генподрядчиком реконструкции сочинского стадиона «Фишт». Многие помнят арест одного из крупнейших кубанских застройщиков – Юрия Остринского, подозреваемого в мошенничестве и краже. В декабре 2018-го в Краснодаре также было направлено в суд дело гендиректора «Атлант Инвест Групп», который украл у 68 дольщиков 105 млн рублей и скрылся. Кроме того, прокуратура утвердила заключение по уголовному делу против недобросовестных застройщиков, которые привлекли на строительство жилищных комплексов более 2,5 млрд рублей, реализовав 1195 квартир в трех жилищных комплексах: «Территория счастья», «На Домбайской» и «Рада». Сейчас обвиняемые заключены под стражу. Музыкальный микрорайон, застройка в котором велась без проекта детальной планировки, пожалуй, является главным символом проблем краевого центра. В итоге дома здесь построены с нарушениями, в микрорайоне – мусор, грязь, отсутствие дорог, школ, детских садов, поликлиник. Мэрия активизировалась в решении проблем местного «гетто» после пожара в многоквартирном доме на улице Прокофьева в феврале 2017-го, решив создать здесь подстанцию, а также провести коллектор и водопровод. В июне 2018-го под на совещании вопросам градостроительной деятельности, где была обсуждена высокая плотность застройки Краснодара, губернатор Вениамин Кондратьев подчеркнул, что развитие города, формирование его архитектурного облика должны быть постоянным предметом обсуждения с жителями. Так, по итогам решений одного из прошлых заседаний профильного совета предприняты конкретные меры. В районе Западного обхода разработаны проекты планировки, предусматривающие участки под школы и детские сады. Первые социальные объекты там уже возводятся. Завершена разработка концепции застройки поймы реки Кубань в районе Гидростроителей. Власти и прокуратура прилагают усилия, чтобы уменьшить число проблемных домов. В прошлом году региональный парламент принял закон, защищающий права дольщиков и регламентирующий работу с подобными объектами. А мэрия подписала соглашения с инвесторами о завершении строительства ряда проблемных домов (в числе которых ЖК «Мультиплекс Кино», ЖК «Луч», ЖК «Заря», ЖК «Мир» и по ул. Домбайской, 10). Велись переговоры с потенциальными инвесторами еще по ряду объектов (например, ЖК «Анит-Сити»). Бурное строительство связано с высокой популярностью Краснодара у мигрантов, которые продолжают сюда стекаться со всех уголков России. В прошлом году число жителей официально превысило миллион, хотя эксперты оценивают их количество как 1,3 или 1,5 млн человек. Очереди везде, даже в школах и больницах Приток населения порождает еще одну проблему – острый дефицит социальных объектов. Городские поликлиники и больницы забиты очередями, а детские сады и школы переполнены. Ситуация начала исправляться в течение нескольких последних лет, когда обновленные краевые и городские власти пролоббировали выделение бюджетных средств на строительство недостающих городу объектов. В августе 2018-го Вениамин Кондратьев принял участие в селекторном совещании под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева, после чего стало известно, что в Краснодарском крае на строительство и реконструкцию детских садов и школ будет направлено 5,7 млрд рублей. В Московском микрорайоне администрация приобретает построенную инвестором большую школу по улице им. Байбакова. А в рамках федеральной программы «Жилище» завершается возведение еще одной школы на 1550 мест – по улице им. Героя Аверкиева. Открытие запланировано на 1 сентября 2019 года. Глава Краснодара рассказал, что уже начато строительство новой школы на 1100 мест по улице Изобильной в поселке Российском на месте лагеря труда и отдыха «Ивушка». Есть и другие площадки, в частности – для возведения еще одного учебного объекта по ул. им. Героя Яцкова. Чиновники планируют кардинально решить вопрос медицины. В пригородеКраснодара планируется построить масштабный медицинский кластер, который займет не менее 50 га земли. В него войдут новая больница скорой помощи, клинический онкологический диспансер и еще несколько профильных клиник. Свечи вместо лампочек Серьезной проблемой является и энергодефицит, вызванный ростом потребления и недостаточностью имеющихся мощностей. В прошлом году перебои с электричеством в столице Кубани побили все рекoрды. Только летом произошло несколько сотен аварийных отключений. Они случились из-за повреждения кабельных и воздушных линий, трансформаторных подстанций в аномально жаркие летние дни. Повешенная нагрузка год назад вызвала возгорание технологического оборудования на территории подстанции, расположенной на углу улиц Восточно-Кругликовской и Академика Пустовойта. А авария на подстанции «Западная-2» лишила электричества 68 тыс. горожан. После очередного блэкаута прошлым летом губернатор потребовал от сетевых компаний, поставляющих электричество, заняться модернизацией собственной инфраструктуры. Вениамин Кондратьев собрал руководителей крупнейших предприятий, раскритиковав их за отключения, которые накрыли весь регион. Позитивные перемены с увеличением мощностей начались уже в 2018 году. В конце ноября открылась новая подстанция «Восточная Промзона», которая теперь значительно улучшит ситуацию с электроснабжением кубанской столицы. Мощность объекта составляет 560 МВА. Подстанция обеспечит энергией не только предприятия одноименного промпарка, но и дома соседних микрорайонов. А в августе 2018-го ПАО «Кубаньэнерго» увеличило мощность своей электроподстанции «Калинино» более чем в 1,5 раза (до 32 МВА). Это позволило обеспечить бесперебойное электроснабжение 36,5 тыс. жителей и 23 социально значимых объектов в северной части города. Сейчас продолжается работа по реконструкции еще нескольких подстанций. Глобально устранить проблему энергодефицита в Краснодаре поможет строительство еще одной ТЭЦ. Масштабный инфраструктурный проект был представлен на прошедшем Российском инвестиционном форуме в Сочи. Он предполагает строительство новой теплоэлектроцентрали с энергоблоком (парогазовой установкой) мощностью в 450 МВт. Для этого предусмотрена территория в новом земельном массиве в 1,5 тыс. га, который передан в муниципальную собственность в районе пос. Знаменского и пос. Зеленопольского. Воды нет, но город тонет Проблема с водой в Краснодаре особенно многогранна. В то время, как на одних территориях плохо работает водопровод, другие страдают из-за неисправной канализации или подтоплений. Город постоянно затапливает из-за перегруженных канализационных стоков, которые в некоторых местах просто отсутствуют. В прошлом году мэр после многочисленных подтоплений предложил создать муниципальную службу для содержания ливневок. «Старые коллекторы, безусловно, нужно менять – их регулярно прорывает, из-за этого размывает основание дорог, появляются провалы. Поэтому важно, как, например, сейчас на улице Васнецова, – не латать порывы, а менять целые участки, строить новые сети», – заявлял Евгений Первышов. А депутаты ЗСК считают, что упор нужно делать на государственную экспертизу, проектирование и графики. Как отмечает заместитель руководителя совета Иван Жилищиков, ведомствам необходимо заранее продумывать сроки конкурса, начала строительно-монтажных работ и дедлайн. Сейчас в городе идет реконструкция нескольких участков городского коллектора. Заканчиваются работы по созданию системы водоотведения в Музыкальном микрорайоне, при возведении которого не был построен коллектор. Для ликвидации подтоплений сразу на нескольких территориях северной и северо-восточной части Краснодара в январе 2019-го завершено строительство ливневого коллектора с врезкой в магистральный коллектор по ул. им. Петра Метальникова. Здесь же идет достройка системы водопровода. К завершению близится и прокладка канализационной трубы на Московской. Идет монтаж участка трубопровода от улицы Автомобильной до им. Петра Метальникова. Здесь же достраивается мощная насосная станция. Власти Краснодара до 15 апреля также проведут ремонт главного канализационного коллектора на участке улицы Энгельса и реконструируют участок самотечного канализационного коллектора на улице Васнецова. Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий

От бездорожья к потопам в темноте. Краснодар пытается излечиться от проблем
© РИА "ФедералПресс"