Дороги, ГЭС, университет и другое наследие - за что Афганистан благодарен СССР
Тысячи километров автодорог, мосты, заводы, восемь предприятий нефтедобывающей промышленности, газопроводы, учебные заведения – начиная с 1960-х, СССР построил в Афганистане 142 экономических и инфраструктурных объекта. Строительство многих из них было завершено еще до ввода советских войск в декабре 1979-го. Советский Союз вкладывал огромные средства в экономику этой восточной страны. В 2006-м Россия, правопреемница СССР, реструктурировала долг Афганистана в 11 миллиардов долларов. Раздираемое войной государство просто не могло его выплатить. Позднее Кабул обратился к Москве с просьбой восстановить ряд наиболее важных советских объектов. Sputnik рассказывает историю советско-афганских строек и показывает, в каком состоянии эти объекты сегодня. Мост "Дружба" – "Пули Дусти" "Пули Дусти" или "Хайратон" известен во всем мире – именно по этому мосту с 15 мая 1988 выводились советские войска. Вывод был закончен 15 февраля 1989, когда через переправу проследовали последние подразделения. Мост Дружбы - U.S. Air Force Этот железнодорожно-автомобильный мост через Амударью позволяет провозить грузы из узбекистанского Термеза в Мазари-Шариф, второй по величине город Афганистана. Это единственная артерия, связывающая Афганистан и Узбекистан. Длина объекта – 816 метров. Сегодня по нему проходят все грузы с севера Афганистана – около половины экспорта страны. "Кукушка" и "Вертолетчики": как песни об афганской войне стали хитами >>> Советские специалисты начали строительство постоянной переправы между портами Термез и Хайратон после ввода войск СССР в Афганистан, в начале 1980-го. Шестнадцатый отдельный понтонно-мостовой полк 25 декабря 1979 навел понтонный мост через Амударью. По нему переправлялись части 40-й армии. На станции Хайратон была сооружена крупная перевалочная база советских подразделений. Вывод войск по мосту Дружбы Одновременно строилась четырехкилометровая железнодорожная ветка до Хайратона. Через мост также были проложены трубопроводы для транспортировки нефтепродуктов. Первые военные и гражданские грузы отправились из Узбекистана в Афганистан уже спустя два года, весной 1982. На церемонии открытия присутствовал генеральный секретарь ЦК НДПА Бабрак Кармаль. "Я стер себе память" - история грузинского солдата афганской войны >>> В июле 1997-го после захвата провинции Балх талибами, движение по мосту было прекращено. Открыть "Пули Дусти" удалось лишь после их разгрома в этом регионе в 2001-м. Первоначально разрешалось провозить по нему только гуманитарные грузы, медикаменты и продукты питания. Сейчас ограничений по движению грузов нет. В ноябре 2010-го Узбекистан завершил строительство железной дороги Хайратон - Мазари-Шариф, связавшей пограничную станцию с центром провинции Балх. В 2017-м по афгано-узбекскому соглашению мост "Дружба" был реконструирован. Тоннель Саланг Перевал Саланг находится на границе провинций Баглан и Парван в 90 километрах от Кабула. Сегодня этот тоннель протяженностью 2,6 тысячи метров пропускает до десяти тысяч автомобилей в сутки. Тоннель Саланг в советcкие годы Строительство началось в 1958-м – основные работы производили специалисты "Московского метростроя" по советскому проекту. В СССР они имели наибольший опыт прокладки подземных путей. Прокладывая горный коридор, строители взрывали горные породы, а затем облицовывали проход бетоном. Для защиты порталов от лавин были построены галереи. Читайте материалы спецпроекта Sputnik "Афганистан: 30 лет в ожидании мира" >>> На открытии объекта 2 сентября 1964 присутствовали председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин и король Афганистана Захир-шах. Позднее сквозь тоннель были проложены два трубопровода. Тоннель Саланг В годы присутствия войск СССР в Афганистане Саланг стал одной из главных линий коммуникаций 40-й армии. В районе перевала постоянно шли бои с отрядами моджахедов Ахмад Шаха Масуда. Его отряды ежедневно обстреливали порталы горного коридора. После вывода войск СССР из Афганистана, объект контролировался отрядами "Северного альянса" (объединение ряда полевых командиров северного Афганистана – ред.). Саланг был взорван в 1998-м, восстановление началось уже после поражения талибов в конце 2001-го силами российской и французской экспедиций. Тоннель был открыт 19 января 2002 и 20 января пропустил первый автомобильный конвой МЧС РФ с гуманитарным грузом. Панджшерское ущелье Афганистана и его жители - 30 лет спустя >>> Правительство Афганистана с 2012-го разрабатывает проект строительства второго тоннеля протяженностью 12 километров в южной части перевала Саланг. В 2017-м австралийская компания Smeck Consultants выиграла конкурс на разработку проекта и технико-экономического обоснования проекта нового горного коридора. ГЭС Наглу Наглу стала одной из крупнейших электростанций в Афганистане и главным поставщиком электроэнергии в Кабул. Она оснащена четырьмя гидроагрегатами, мощность составляет 100 МВт. ГЭС расположена в сорока километрах к востоку от афганской столицы на реке Кабул, плотина образовывает водохранилище. Плотина и ГЭС Наглу, построенные при техническом содействии СССР Строительство началось в 1960-м, и уже спустя семь лет были запущены гидроагрегаты. Гидроэлектростанция была возведена по проекту института "Гидропроект" (советская, а затем российская организация – прим. ред.), работы велись объединением "Технопромэкспорт" (с 2009-го входит в состав ГК "Ростехнологии" – прим. ред.). Неизвестный Афганистан: не только война, терроризм и наркотики >>> В годы войны Наглу охранялась войсками СССР. После 1989-го ее контролировали отряды командира моджахедов Гульбеддина Хекматиара, с приходом к власти талибов гидроэлектростанция перешла в их руки. Талибы сохранили технический персонал, однако из-за отсутствия запчастей и ремонта к 2010-му работали только два гидроагрегата из четырех. Рабочий на ГЭС Наглу в годы СССР После падения власти талибов правительство Афганистана стало искать способы преодоления энергетического кризиса в столице. В 2005-м афганские электростанции – Наглу, Махи-Пар и Сароби – не выдавали необходимого количества электроэнергии из-за снижения стока реки Кабул, и только ГЭС Наглу могла работать круглогодично. В столице Афганистана только пять процентов населения могли использовать электроэнергию. Грузины в афганской войне: как живут ветераны через 30 лет >>> Восстановительные работы на двух неработающих гидроагрегатах начались в 2007-м. Контракт афганские власти подписали с российской компанией "Технопромэкспорт", финансирование проводилось на средства Всемирного банка, который выделил правительству Афганистана 32,5 миллиона долларов. В 2010-2012 годах были запущены два отремонтированных гидроагрегата и заменены трансформаторы. В январе 2016 Всемирный банк выделил еще один грант на 83 миллиона долларов на дальнейшую модернизацию. Политехнический университет Кабула В 1960-х советские специалисты построили в Кабуле еще один стратегический объект: политехнический университет, рассчитанный на 1,2 тысячи студентов. На реализацию этого проекта СССР потратил внушительную по тем временам сумму: более шести миллионов рублей. Студенты Политехнического института Сегодня в Кабульском политехническом университете учатся более четырех тысяч студентов и работают около двухсот преподавателей. Это престижное высшее учебное заведение, ведущий технический вуз Афганистана. Единственный вуз страны, где главный иностранный язык – русский. Кинозал Кабульского политехнического института Университет называют островком советской культуры. Большинство преподавателей – выпускники советских вузов, русский язык изучают около 70% студентов. Учащиеся используют русско-персидские словари, чтобы подготовиться к лекциям и семинарам. Учебные ВОЛГИ Кабульского политехнического института Здесь открыты восемь факультетов, в том числе строительный, электромеханический, геологический и автостроительный. Во время войны в университетскую библиотеку попала бомба, многие книги сгорели, и теперь вузу не хватает учебных материалов. Студенты до сих пор используют старые советские учебники. Здание отремонтировано, но нет необходимого оборудования для выполнения практических работ.