«Правительство боится наломать дров»
Счётная палата выявила самый низкий за последние 10 лет уровень исполнения расходов федерального бюджета — 95,5%. В прошлом году объём неисполненных ассигнований составил 785,8 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2017 годом в 1,3 раза. Причина экономии — осторожность властей на фоне непростой ситуации в экономике России, убеждены эксперты и аналитики, опрошенные News.ru. «В 1,5 раза увеличились остатки ассигнований федерального бюджета, подлежащие использованию в очередном финансовом году на те же цели», — говорится в подготовленной ведомством аналитической записке, отрывки из которой приводит ТАСС. Как писал ранее News.ru, рекордсменами по неисполнению оказались три госпрограммы: «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013−2020 годы» (62,9%), «Космическая деятельность России на 2013−2020 годы» (74,4%) и «Реализация государственной национальной политики» (75,6%). На отметке менее 90% исполнены расходы по десяти госпрограммам. Счётная палата также отметила самый низкий уровень исполнения расходов на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) за последние 15 лет — 81,4%. В данном случае объём неиспользованных ассигнований составил 137,9 млрд рублей и вырос в 2,2 раза. Проблемы с госуправлением Ситуация с расходами, по мнению Счётной палаты, обусловлена двумя основными факторами. Это, во-первых, сложившаяся практика внесения изменений в закон о бюджете по увеличению расходов в конце года, в том числе на осуществление закупок товаров, работ и услуг. Во-вторых, это длительные сроки проведения конкурсных процедур и принятия нормативных правовых актов, а также позднее заключение государственных контрактов. «Ключевой момент во всей этой истории — низкая эффективность госуправления. Чтобы выполнить какую-то госпрограмму, на которую уже выделены ассигнования, необходимо, среди прочего, взаимодействовать с подрядчиками. Если такое взаимодействие проходит неэффективно, бюджетные средства не расходуются в должной мере», — поясняет аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Многие частные компании отказываются иметь дело с госсектором, поскольку не хотят связываться с длительными проверками и антикоррупционными, а на самом деле — бюрократическими процедурами, продолжает эксперт. Бизнес страшится рисков, которые несёт именно государство — это, прежде всего, низкая маржинальность, длительные сроки расчёта, необходимость страхования и внесения взноса при участии в тендерах. Тревожный конец года «Низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета связан, в первую очередь, с тем, что правительство осторожничает, боится наломать дров в непростых экономических условиях», — рассуждает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. Примерно до августа бюджет исполняется на 40%, а после этого — на оставшиеся 60%, напоминает он. По его мнению, финальный отрезок года получился крайне волатильным: «прыгали» цены на нефть, рубль чувствовал себя неуверенно, было много нервозности вокруг возможных санкций со стороны США. Кроме того, Минфин проводил аукционы в меньших объемах, чем обычно. Не получая тех денег, на которые изначально рассчитывало, государство осторожнее распоряжалось имеющимися в его распоряжении суммами. Непроработанность проектов Есть две другие причины столь низкого уровня исполнения расходов, добавляет директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Во-первых, отмечает он, в Федеральную адресную инвестиционную программу нередко заявляются непроработанные, непродуманные проекты. Понимание того, что их лучше отложить в долгий ящик, приходит не сразу, но всё же приходит. Во-вторых, сегодня правительство активно прибегает к непредусмотренной в прежние времена процедуре, позволяющей переносить неизрасходованные средства на следующий год. «Конечно, было бы лучше, чтобы выделенные средства расходовались до последнего рубля. Но это не должно быть самоцелью: пустые траты — большее зло», — убеждён Николаев. Приоритет — макроэкономическая стабильность Всё дело — в консолидации, связанной с жёстким бюджетным правилом с зафиксированной ценой нефти на уровне $40 за баррель, поясняет, в свою очередь, финансовый аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека. По его оценкам, главным лейтмотивом государственной политики в 2018—2019 годах является макроэкономическая стабильность, которая в условиях растущих геополитических рисков «ценится» правительством гораздо выше экономического роста. «Поскольку основной объём финансирования идёт на масштабные мегастройки при одновременном сокращении внешних инвестиций, правительству ничего не остаётся, как урезать расходы. В полной мере это можно наблюдать по сокращению финансирования направлений, связанных с социальными программами», — рассуждает аналитик. Однако, продолжает Дейнека, дать однозначную оценку действий правительства пока сложно: не исключено, что конъюнктура нефтяного рынка позволит сформироваться в России определённому уровню устойчивости экономической системы. Что, впрочем, не устранит глубинные структурные проблемы, такие как бюрократизм и длительность конкурсных процедур.