Максим Дмитриев: «Изменение ставки авторских сборов в России несет риски для правообладателей»
Пересмотр порядка сбора авторского вознаграждения за использование музыки в кино в России несет риски для самих правообладателей. Такое мнение высказал 14 февраля 2019 года ТАСС председатель правления Российского авторского общества Максим Дмитриев (на фото). Ранее ряд СМИ сообщил о предложении Ассоциации владельцев кинотеатров, объединяющей более половины коммерческих кинозалов в РФ, о пересмотре порядка сбора авторского вознаграждения за использование музыки в кино. Уполномоченной организацией, которая занимается сборами и выплатами вознаграждения в пользу авторов, является Российское авторское общество. - Говорить об инициативе по кардинальным изменениям нынешней системы сборов и выплат, которая демонстрирует устойчивость и положительную динамику, не имеет ни экономических, ни организационных обоснований, но при этом несет риски для правообладателей, - считает Дмитриев. Он добавил, что после автоматизации финансово-учетных операций в Российском авторском обществе, которая состоялась в 2017 году после смены руководства организации, система сбора и выплат вознаграждений стала более структурированной, прозрачной и абсолютно исключающей влияние человеческого фактора. - У правообладателей есть личный кабинет, в котором отображается вся информация об использовании произведений и положенных выплатах. Примечательно, что с учетом сниженных ставок динамика сборов и выплат в пользу авторов в последние годы выросла, - отметил он. По словам Дмитриева, налаженная и автоматизированная система сборов Российского авторского общества позволяет снизить ставки для кинотеатров, тем самым соблюсти интересы обеих сторон. - При этом внедрение любой новой системы будет сопряжено со значительными временными и финансовыми затратами, где главной пострадавшей стороной в переходный период вновь станут правообладатели, - сказал он. Авторов система устраивает В свою очередь композитор и актер Иван Бурляев отметил, что предложение о пересмотре "вызывает удивление, учитывая существенное снижение установленной законодательством ставки для кинотеатров". - Российское авторское общество декларирует определенный процент, который должен выплачиваться авторам, но благодаря недобросовестным кинотеатрам, которые затевают судебные разбирательства или просто уклоняются, этот процент чуть ниже, чем должен быть, - пояснил он ТАСС. Схожую точку зрения выразил композитор Олег Воляндо подчеркнув, что разрушать существующую систему не нужно, и призвал заняться ее усовершенствованием. - Существует Единая автоматизированная информационная система, где я могу просто посмотреть количество проданных билетов, именно с валовой продажи этих билетов я могу понимать, какую сумму вознаграждения я могу получить как автор, - пояснил он ТАСС. - Рушить эту систему вообще нельзя, наоборот, это надо развивать. Я не представляю, как кинотеатры тогда будут разбираться с авторами. О системе Сама система гонораров была утверждена правительством России в 1994 году, при платном для зрителей входе в кинотеатры авторское вознаграждение составляло 3% от суммы валового сбора, поступившего от продажи билетов. В 2010 году было решено ввести принципиально новый подход в применении дифференцированных ставок авторского вознаграждения, который действует по сей день. Базовая ставка авторского вознаграждения снизилась с 3% до 1,2%, для сетевых кинотеатров утверждена ставка в размере 1%, для кинотеатров, в репертуаре которых значительная доля кинофильмов для детей или входящих в программу развития российского кинопоказа, - ставка 0,8%, а для вновь открывающихся кинотеатров - ставка 0,5% с последующим ежегодным повышением до 1,2%. При демонстрации кинофильма с бесплатным для зрителей входом, авторское вознаграждение не подлежит выплате.