ABC (Испания): холодную войну в искусстве разморозят в Далласе
Во времена холодной войны искусство превратилось в дипломатическое оружие. В 1950-е годы — времена самой большой напряженности в отношениях между США и Россией — ЦРУ пыталось использовать культуру как идеологическое оружие против коммунизма. Американская разведка финансировала передвижные выставки во всем мире, используя свое влияние, в частности, для реализации Международной программы Музея современного искусства Нью-Йорка (МоМа) и тайно оплачивая публикации в специализированных изданиях, таких, например, как журнал «Энкаунтер» (Encounter). ЦРУ делало ставку на абстрактный экспрессионизм, чисто американское направление искусства, пропагандирующее идеи модернизма, свободы и индивидуализма. То есть, понятия, симметрично оппозиционные социалистическому реализму, продвигаемому Советским Союзом. Таким образом Джексон Поллок (Jackson Pollock) был превращен в своеобразного агента разведки. Прошло шесть десятилетий, разрушена Берлинская стена, распался Советский Союз, но искусство продолжает оставаться оружием. Причем в последнее десятилетие мы видим новый виток холодной войны в сфере культуры: был заморожен обмен произведениями искусства между США и Россией, ранее предоставлявших музеям обеих стран доступ к фондам друг друга. Мягкая дипломатия Взаимный обмен музейными фондами неожиданно прекратился в 2011 году. В США приняли судебное решение, в соответствии с которым произведения искусства российских музеев могли быть конфискованы по прибытии на американскую территорию. Были приостановлены обмены произведениями искусства для участия в выставках. Американские музеи попали под аналогичные санкции. И вот сейчас руководители культурных организаций и музейные деятели Далласа пытаются остановить эту холодную войну. Речь идет о предстоящей в среду конференции в Музее искусств Далласа, где, кстати, хранится самая большая коллекция испанского искусства в США. Конференция пройдет под лозунгом «Найти выход: мягкая дипломатия культурных обменов между Россией и США». Целью ее организаторов является «выход из тупика», который делает невозможным продолжение сотрудничества в данной сфере. «Идея этой встречи возникла в ходе переговоров с моими американскими и русскими коллегами, ведь мы все страдаем из-за почти тотального прекращения культурных обменов», — заявил директор МоМа Гленн Лаури (Glenn Lowry) в интервью газете «Зе Арт Ньюспейпер». Лаури всегда готов к диалогу на эту тему со своим коллегой из Санкт-Петербурга Михаилом Пиотровским. Конечно, нельзя сказать, что между главными американскими и русскими музеями совсем нет контактов. Вот и сам МоМа в последние годы организовал несколько программ обмена музейными сотрудниками различного уровня с двумя российскими учреждениями культуры: Музеем изобразительных искусств в Москве и Государственным Русским музеем в Санкт-Петербурге. Кроме того, нью-йоркский музей участвует в проекте «Перспективы современного искусства», целью которого является изучение художественных течений, а также практик конфискаций произведений искусства в различных странах мира, в частности, работ из стран Центральной и Восточной Европы и в особенности из России. Соседний с ним нью-йоркский Метрополитен-музей также поддерживает контакты с Россией. Его директор Макс Холляйн (Max Hollein) является членом Международного Консультативного Совета Эрмитажа. Барак Обама «Все это время "Метрополитен" продолжал сотрудничать со своими русскими коллегами в различных проектах, и мы очень хотели бы снова иметь возможность показывать наши произведения искусства в России, а экспонаты российских музеев у нас в Америке», — подчеркивает Холляйн в интервью. На финальном этапе своего президентского срока, в декабре 2016 года, Барак Обама подписал Закон о предоставлении государственного иммунитета для зарубежных выставок, который относился главным образом к передвижным вариантам экспозиций: то есть, американские суды лишались юрисдикции для конфискации или оспаривания их проведения. Однако в этом законе были и исключения, касающиеся произведений искусства, которые были вывезены Германией и ее союзниками во время Второй мировой войны или захвачены после 1900 года «в ходе систематической кампании насильственной конфискации или присвоения произведений искусства у беззащитных стран или граждан». Закон так и не принес ожидаемого результата, поскольку к этому времени политические отношения между двумя странами достигли максимального напряжения, которое не ослабело и к настоящему моменту: Конгресс США продолжает вводить санкции на отдельных российских граждан и компании за незаконные действия России на Украине и за предполагаемое вмешательство в президентские выборы, приведшие Дональда Трампа в Белый дом. А президент США тем временем объявил о выходе страны из договора с Россией о ядерном оружии. Необходима политическая воля, для того чтобы вернуться к налаживанию культурных связей между обеими странами. Во встрече в Далласе со стороны США будут участвовать помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл (Wess Mitchell) и руководитель российского отдела Государственного департамента Николас Берлинер (Nicholas Berliner). От России во встрече примет участие посол по особым поручениям и специальный представитель Российского центра по вопросам международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел, Михаил Швыдкой.