Почему в России дорогой эквайринг и может ли он подешеветь?
Николай — владелец сети заправок в одном из регионов Центральной России. На его АЗС принимают карты. Соответственно, компания платит за это комиссию. Правда, по безналу проходит не так много клиентов, поэтому расходы не такие большие. Николай даже не сразу вспомнил размер комиссии, и разговор наш неожиданно перешел на другую тему. — Если банковские карты, по-моему, там 1-2%. У нас других проблем навалом, поэтому... кричат по телевизору, что все нормально, что малый бизнес надо поддерживать, а у меня вот за январь уже четвертая проверка, и вот как хотите, так и делайте. — Налоговая? — Все подряд: и налоговая сегодня была, и электрики, и дорожники, и менты, и ГАИ. Тем не менее среди своих проблем бизнес регулярно называет дорогой эквайринг. Например, в прошлом году пожаловались ритейлеры. Недавно был разговор с бизнесом Путина, который назвал высокую комиссию при оплате картами вазиналогом. Теперь российские заправщики обратились к Минфину и ЦБ. Предприниматели хотят, чтобы государство регулировало тарифы на эквайринг. АЗС, как и ритейлеры, недовольны высокими ставками платежных систем Visa и MasterCard. Россияне все чаще расплачиваются на заправках картами, и за каждую транзакцию платежные системы берут комиссию в полтора процента. Платит ее бизнес — ни за что, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Евгений Аркуша президент Российского топливного союза «Просто платишь не за что. Если в Европе 0,2-0,3%, у нас доходит до 3%. За что мы деньги отдаем? Просто отдаем. В результате в сфере обслуживания, к сожалению, все чаще и чаще мы наблюдаем картину, когда просят платить наличными, терминал не работает или что-то еще происходит непонятное. Слишком много приходится отдавать». К банкам у бизнеса претензий нет. Система работает так: покупатель расплатился за товар картой, за это банк, который работает с продавцом, берет с него комиссию, а потом выплачивает ее платежной системе. Что-то оставляет себе, но бывает, что работает в ноль, а зарабатывает в целом на работе с компанией. Потому что в пакете с эквайрингом обычно идут и расчетно-кассовое обслуживание, и зарплатные проекты, и кредиты, и так далее. Однако в итоге инкассация, как пишут те же заправщики, стоит меньше 0,2%. Это в семь с половиной раз дешевле эквайринга за полтора процента. Делать из Visa и MasterCard страшных врагов российского бизнеса тоже не стоит, считает первый зампред Совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев. Олег Сысуев первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка «Мы хотим, как в Европе. Дело в том, что там риски гораздо меньше, чем у нас, ведение бизнеса. И все эти риски рассчитываются, в том числе и международными платежными системами, поэтому они устанавливают цену этого риска в виде ставок за комиссию за эквайринг. Банки вынуждены действовать в абсолютном точном соответствии с тем, что им предъявляют платежные системы». Впрочем, в Европе все-таки есть регулирование, пишет «Коммерсантъ». Там антимонопольщики сумели договориться с платежными системами о низких комиссиях, и, как можно догадываться, Visa и MasterCard решили, что этот рынок для них важен и пошли навстречу. Что касается России, тут эти компании зарабатывают не так много. Последние данные системы СПАРК за позапрошлый год: чистая прибыль MasterCard близка к 2 млрд рублей. У Visa результаты куда скромнее, чуть больше 370 млн. Общая же прибыль компаний по всему миру исчисляется миллиардами долларов. Так что регулирование может привести к печальному финалу — уходу этих систем из России. Хотя с репутационной точки зрения это будет неважный шаг, появится крупная страна, где эти карты принимать не будут. Значит, есть вероятность, особенно после высказываний Владимира Путина, что договорятся. Хотя и не большая, потому что на высокие тарифы жалуются много лет подряд и они не снижаются. АЗС заодно пишут, что комиссии влияют и на стоимость топлива. Впрочем, если их снизят, то вряд ли бензин подешевеет. Тут, как и у заправщика Николая, совсем другая проблема.