Нацпроекты снимут барьеры для экспорта российских товаров
Субсидирование через нацпроекты, а также косвенные меры поддержки - налоговые льготы и преференции - позволят повысить экспортный потенциал экономики страны. Так считают считают эксперты, опрошенные ФБА "Экономика сегодня". Национальные проекты должны способствовать укреплению позиций российских компаний на мировых рынках, считает президент Владимир Путин. "Национальные проекты должны стать стимулом для российского бизнеса, для быстрого освоения передовых технологий, выпуска товаров и услуг, чтобы наши компании укрепляли свои позиции не только на национальном, но и на мировом рынке, активно участвовали в глобальных производственных цепочках", - заявил глава государства на форуме "Деловой России". По словам Путина, роль бизнеса в решении стратегических задач - очень большая, именно бизнес-инициатива создает рабочие места, обеспечивает повышение доходов. "И чем больше динамичных, сильных компаний как в традиционных, так и в еще только формирующихся отраслях, тем устойчивее будет наш экономический рост", - отметил президент. Упрочение позиций Одна из задач национальных проектов, действительно, - упрочение позиций России в мировой экономике, говорит заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. "На это напрямую нацелены некоторые конкретные национальные проекты. Один из них связан с повышением экспортоориентированности российских предприятий, с этим связаны и действия, которые касаются достижения целей вхождения России в пятерку крупнейших мировых экономических держав", - сказал эксперт. Другое дело - выполнение этих задач, это требует большего учета существующих факторов и рисков. Один из серьезных рисков, по мнению Климанова - разновекторность целей нацпроектов. "Повышая долю малого бизнеса, мы вряд ли повысим экспортоориентированность бизнеса, потому что малый бизнес рассчитан все-таки на местные рынки", - заметил эксперт. Не только субсидии Многое будет зависеть от поддержки реального сектора экономики, считает доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов. "Экспортный потенциал напрямую связан с выпуском конкуретноспособной продукции. Поэтому очень важно применять ресурсосберегающие технологии, стимулировать предпринимателей различными инструментами - субсидированием, налоговыми льготами. Но опять-таки, использование одних лишь методов государственного финансирования не даст ощутимых результатов на долгосрочную перспективу", - сказал эксперт. Бизнес, говорит Алисенов, не должен рассчитывать только на субсидии, это негативно сказывается на его развитии. Нужно внедрять косвенные методы стимулирования, предоставляя налоговые льготы и преференции предприятиям, ориентированным на экспорт. Косвенные меры поддержки Серьезных барьеров для экспортоориентированных предприятий сегодня нет - уже введены и льготная ставка НДС, и упрощение таможенного декларирования товаров. Однако преференции и льготы облегчат российскому бизнесу путь на мировые рынки. "Так что главное - предоставление адресных льгот предприятиям реального сектора экономики, то есть превалирование косвенных мер поддержки над прямым финансированием. Кроме того, росту экспортного потенциала может способствовать и рост интеграционного потенциала ЕАЭС. Синергетический эффект пяти государства ЕАЭС может также помогать ускорению выхода на внешние рынки", - допустил Алисен Алисенов. Единый подход В России необходимо сформировать единый подход к продвижению российских услуг на экспорт на глобальных рынках, заявил Владимир Путин. "Мы формируем целостную систему продвижения товаров на глобальных рынках. Аналогичный механизм необходим и в отношении экспорта услуг. По предложению "Деловой России" такой подход будет отражен в законодательстве, включая условия налогообложения, и речь идет не просто о развитии экспорта и о стимулах для бизнеса инвестировать в здравоохранение, образование, в логистику и в туризм, то есть в те сферы, которые создают комплексный экономический, социальный, технологический эффект", - сказал российский президент.