В пыль и прах. Барельефы со здания Ростовской кинохроники пылятся во дворе
На днях ростовчанка Оксана Мордовина обнаружила в одном из дворов офисного здания барельефы, снятые когда-то со здания Ростовской студии кинохроники. Оксана - член Совета Ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), поэтому и печальная история барельефов ей хорошо знакома. Ломать - не строить Студия кинохроники была построена на углу ул. Красноармейской и пер. Островского в 1952 году по проекту архитектора Льва Эберга. Это трёхэтажное здание из кирпича, богато украшенное капителями с растительным орнаментом (венчающая часть колонны) и многофигурными композициями скульптора В.В. Баринова, изображавшими героев древнегреческих мифов, рабочих, крестьян, школьников и военных. В 2013 году здание продали некой московской компании. Тогда много писали о сомнительной процедуре проведения торгов. Новый владелец сделал всё, чтобы ускорить разрушение дома: отключил его от коммуникаций, демонтировал крышу, ну а потом заявил об аварийном состоянии здания. Пока эксперты по просьбе защитников памятников решали вопрос о признании здания Студии кинохроники памятником архитектуры (как яркий образец неоклассики), владелец начал ломать стены, и в 2015 году оно исчезло. Однако под давлением общественности инвестор пошёл на компромисс: пообещал, что построит на этом месте не безликую бетонную коробку, а семиэтажное здание с оригинальной архитектурой, на фасад которого вполне впишутся снятые со стен Студии кинохроники барельефы. Их демонтировали и перевезли во двор Худфонда, где в итоге, между собачьей будкой и остовом дивана, они и оставались до сих пор. «Наше отделение ВООПИиК приложило все усилия, чтобы при сносе студии монтажники-высотники аккуратно демонтировали барельефы, в противном случае скульптуры оказались бы в строительном мусоре. Мы также достигли соглашения с застройщиком о том, что многофигурные композиции займут достойное место на новом фасаде. Был подготовлен договор, составлена смета из художественной мастерской, где должны были отлить барельефы по сохранённым образцам. Но инвестор вдруг перестал отвечать на звонки, а потом и вовсе исчез», - рассказывает председатель Ростовского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин. По его словам, хранение барельефов Баринова во дворе мастерских Союза художников - полумера, но другой альтернативы просто не было. В Ростове нет места, где находили бы приют крупные архитектурные фрагменты, спасённые во время сноса исторических построек. Теперь на месте, где когда-то располагалась Студия кинохроники - забор. За ним грохочет строительная техника. Компания «Сигмастрой» приобрела этот участок (ул. Красноармейская, 94/92) и начала возведение ЖК «Островский». На вопрос корреспондента «АиФ на Дону» об обязательствах по сохранению барельефов там развели руками, что вполне объяснимо. На современном 24-этажном здании из стекла и бетона совершенно невозможно даже представить скульптуры, изображающие людей ушедшей советской эпохи. Реконструкция или пустырь? Ростовский общественник Роман Бочарников, создатель ресурса по мониторингу исторического фонда «Мой Фасад» говорит, что подобные случаи деструктивного обращения с историческими объектами в Ростове - не редкость. Так, в 2009 году активисты смогли спасти дом на ул. Социалистической, 94 от бездумного сноса и добиться включения фасада бывшей водолечебницы И.Г. Рындзюна в реестр региональных памятников истории и культуры. Но стены избороздили глубокие трещины, поплыл фундамент и перекрытия, рухнули лестничные марши. Собственнику поставили условие: должны быть проведены детальная фотофиксация и обмеры, здание аккуратно разбирается буквально по кирпичику, с тем, чтобы потом воссоздать. Демонтаж начался, хотя проект реконструкции здания (кстати, с увеличением этажности) не утвердили в Министерстве. В итоге, все работы по реконструкции должны были закончиться в 2015 году. Сейчас на этом месте пустырь, огороженный забором. Нет и паспорта объекта, который обязателен при проведении строительных работ. А где сейчас демонтированные архитектурные элементы старинного фасада, остаётся только гадать... Также исчезло безвозвратно домовладение семьи Файвушевич: два дореволюционных (многоэтажных) здания на Темерницкой, 64 и Московской, 69 (значились в охранных реестрах регионального Минкульта). «В городе много объектов, находящихся в охранном реестре, но при этом им грозит самообрушение или позорный снос вследствие полной расконсервации (погодные условия и антропогенные воздействия). Ни администрации города, ни местному Минкульту нет и не было дела до судеб этих домов», - говорит Роман Бочарников. Эксперт по архитектуре 1920-30-х годов, доцент Академии архитектуры и искусств ЮФУ Артур Токарев считает же, что отношение к памятникам отражает общий уровень культуры «Барельефы Баринова, одного из лучших скульпторов Ростова XX века представляют художественную и историческую ценность. То, что с ними происходит, не рядовой случай. Несколько лет назад на Дворце культуры строителей на ул. Большой Садовой убрали две советские скульптуры. Вместо них - жалкие подобия античных героев. Пытались уничтожить и скульптуру Баринова на детском диагностическом центре на пр. Ворошиловском. Я думаю, что эти явления -отражение уровня нашей культуры», - говорит Токарев