Программа Start-up Visa в Канаде: как она работает и какие стартапы ждут в стране?
Государственная программа Канады, Start-up Visa, стала постоянной с 1 апреля 2018 года. Пока нет статистических данных о числе выданных в 2018 году видов на жительство, поэтому в статье я буду оперировать своим опытом работы по этой программе. Задача перевода канадской экономики с «сырьевой иглы» в светлое будущее высоких технологий стоит уже, наверное, лет 30. У правительства для этого есть большой стратегический план. Элементы этого плана: развитие системы образования, помощь малому бизнесу, поддержка экспорта, секторальные инвестиции в приоритетные отрасли (медицину и биологию), высокие технологии и системы искусственного интеллекта. Часть этого плана — программа по привлечению в страну активных предпринимателей со своими проектами — Start-up Visa. Как Канада конкурирует с Кремниевой долиной Инновационный ландшафт Канады в 2018 году получил много новых импульсов для развития. Вот всего пять из них: Нобелевская премия по физике 2018 года уехала в университет Waterloo, где расположен ведущий Hi-Tech Incubator Канады Communtech. В Торонто прошел форум мирового рейтингового агентства UBI Global, в котором приняли участие 1500 университетских инкубаторов. В конце 2018 года правительство объявило о выделении 950 миллионов CAD на поддержку канадской «Кремниевой долины» — Toronto-Waterloo Corridor. Netflix открывает свою производственную площадку в Торонто, что означает существенную добавку к ежегодным $3 миллиардам, которые тратят на видеоиндустрию в Торонто голливудские студии. Инвестиционный банк Кремниевой долины Silicon Valley Bank открывает офис в Торонто. Американцы — отличные маркетологи и промоутеры своего бизнеса. Раскрученный на рубеже веков бренд Silicon Valley сегодня немного потускнел как за счет азиатского рывка, так и благодаря соседу сверху. «Мы сверху!», — именно такую фразу произносят учителя в канадских школах. В этой шутке есть доля истины. У канадцев есть свои амбиции. История отношений с США — драматическая борьба за территорию, которая завершилась в 1812 году победой Канады на реке Ниагара. Сражения за территорию давно закончились, а вот война «за мозги» в самом разгаре. Генеральная линия правительства Канады — предотвратить «утечку мозгов», прежде всего из университетов кластера Toronto-Waterloo в Америку. В канадскую систему образования и науки вкладываются миллиарды, чтобы в таких секторах, как Artificial Intelligence, Health Care, Brain Research сохранить свои позиции. Фото: Unsplash Велика и активность американских фондов в Канаде, которые финансируют 40% стартап-проектов страны. Новый технологический коридор Toronto-Waterloo все больше становится похож на северную Silicon Valley. После решения о размещении в Торонто Google Grad Джастин Трюдо лично встретился с директором Amazon Джеффом Безосом и обсудил перспективу размещения штаб-квартиры компании в Торонто. А встреча с исполнительным директором Salesforce Марком Бениоффом принесла 2 миллиарда CAD инвестиций в развитие инфраструктуры компании в Канаде. Посмотрите на список «единорогов», чтобы понять, что компании канадского происхождения уже давно и прочно обосновались в топе успешных стартапов. Почему в Канаде стартаперу проще, чем в США? Конечно, первое, что приходит в голову стартаперу при выборе страны для своего проекта — это США. Можно найти много программ акселерации, чтобы начать свой бизнес в этой стране. Российские консультанты работают в Нью-Йорке, Сан-Франциско и во многих городах Америки. Канадский подход отличается в части легализации команды проекта на территории страны — если у вас есть хорошая идея или работающий проект, то вы можете получить гражданство. Кроме того, в Канаде существенно меньше издержки на бизнес, чем в Америке, что важно на старте компании. Правила игры на рынках Канады и США практически одинаковы, а вот стоимость вхождения разная. Фото: Unsplash Ведущие акселераторы Торонто, такие как MaRS, Communtech, DMZ, YEDI, имеют собственные программы Start-up Visa, и сертифицированы правительством. Они проводят входной аудит проекта и команды и дают заключение иммиграционному ведомству для выдачи PR (вид на жительство — Permanent Resident) Вот список таких организаций. Есть немало примеров, когда, запустив свой стартап в Америке и получив первый транш инвестиций, команда была вынуждена вернуться в Россию, и работать в США наездами по шесть месяцев. Вам это надо? Думаю, что нет. Есть ли деньги в Канаде? Для компаний, которые становятся резидентами Канады, существует много путей получения инвестиций и грантовой поддержки. Это я поясняю для тех, кто почему-то думает, что инвестиции можно получить, сидя на диване в Перми или в Ижевске. Наверное, можно, но не из Америки и Канады. Чтобы реально запустить свой бизнес, надо быть на поле боя (где ваши клиенты), и там, где инвестиционные деньги ищут хорошие масштабируемые проекты. Правительственная поддержка разнообразна и осуществляется через уполномоченные институты. Вот один свежий пример: проект «Vector». Это новая инфраструктура для консолидации разработок и внедрения в области ИИ, финансируемая правительством и компаниями Accenture, Google, Loblaw, NVIDIA, Shopify Inc., Thomson Reuters, Uber. По сути, в каждом секторе экономики есть такой специализированный фонд — в медицине, агробизнесе и других. Фото: Unsplash Естественно, все представленные в Канаде крупные технологические компании имеют свой интерес и капитал в стране. Яркий пример — Innovation Space IBM, Venture Lab. Я сам с удовольствием посещаю информационные сессии, которые имеют важнейшее значение для нетворкинга. Снова пример. На одном семинаре я познакомился с научным директором сил специального назначения министерства обороны Канады. Организаторы (IBM) пригласили этого парня рассказать, какие технологии двойного назначения планируется использовать в Канаде в ближайшие пять лет и что нужно армии от стартапов. Получение Start-up Visa: три варианта На сайте правительства есть три типа аккредитованных организаций, которые имеют право принимать иностранных предпринимателей по программе Start-up Visa, — это акселераторы, бизнес-ангелы и венчурные фонды. Ниже поговорим о первой категории, так как в прошлом году я наблюдал наибольшую активность именно там. Прежде чем готовить презентацию для бизнес-ангела или венчурного фонда, посмотрите сайт NACO — национальной организации бизнес-ангелов Канады. Или зайдите на сайт канадской ассоциации венчурного капитала, чтобы узнать больше об этой системе. Я встречался со многими ангелами, кто заявил о своей готовности работать с проектами из-за рубежа. Поверьте, им гораздо проще и спокойнее финансировать местные стартапы, чем «кота в мешке из России». Такова реальность: вы будете конкурировать с теми, кто живет здесь, прекрасно знает язык, имеет опыт ведения местного бизнеса, в конце концов, кредитную историю. Фото: Unsplash Вот когда вы станете местной, канадской компанией, то разговор с вами будет уже другой: одно удовольствие вкладывать деньги в свои компании, с понятной финансовой и акционерной структурой, с командой, которую можно «пощупать» и увидеть. Потратив силы и деньги на попытку что-то доказать, вы потеряете самое ценное — время, и придется начинать все сначала, пока некоторые уже переехали и обкатывают свои MVP на реальном рынке, заводят связи и легально живут в Канаде. Поскольку обычно заявителями являются компании на стадии проработки идеи или MVP, рассчитывать на бизнес-ангела не приходится. Тогда в игру вступают акселераторы и инкубаторы. Программа Start-up Visa не разделяет эти два института, поэтому дальше мы будем говорить об акселераторах. Работа с акселераторами Не секрет, что очень маленький процент заявок стартапов одобряются акселератором, когда назначается очное интервью. Так, в самом популярном американском Y Combinator из 3 тысяч заявок в один набор проходит около 150. Данных по числу заявок в акселераторы Торонто из-за рубежа трудно оценить. Мы будем оперировать теми, которые прошли через наш портал в прошлом году. Из поданных 120 проектов на этапе первичной экспертизы было отобрано 20. Из них только семь поступили на обучение в акселераторы по программе Start-up Visa. Все они уже получили письмо поддержки (Letter of Support), и сейчас находятся в разной стадии оформления PR. Некоторые кейсы мы приводим в конце этой статьи. Фото: Unsplash Кроме, собственно, бизнес-экспертизы, перед подачей заявки важно провести и юридическую экспертизу, так как проект должен соответствовать всем критериям программы Start-up Visa. Только после этого мы рекомендуем конкретный курс, конкретный акселератор, в зависимости от возможности команды либо приехать в Торонто, либо пройти обучение в России, Израиле, Казахстане: там, где работают выездные сессии программы Start-up Visa от разных канадских акселераторов. Вы, конечно, можете подать сразу пять заявок в разные акселераторы, но, не зная специфики внутренней экспертизы, вы рискуете: вообще не получить ответа; вступить в длинную формальную переписку; пройти на интервью и успешно его завалить. Иногда акселераторы предлагают начальные деньги в обмен на акции в компании. Эта практика в случае с прохождением проекта по программе Start-up Visa используется редко. Наоборот, вы должны быть готовы потратить некоторые деньги на консультантов и на обучение в акселераторе. Таким образом отсекаются те, кто не готов вложить в свою идею даже минимальные средства, что может означать, что основатель просто в нее не верит. Типичная программа акселератора включает семинары, мастер-классы и возможности персональных консультаций с менторами. Темы лекций: от маркетинга и финансов до защиты интеллектуальной собственности. На практике вы получаете новую бизнес-модель, привязанную к канадскому и американскому рынку. На демодне, который проводится по окончании курса, вы защищаете свой проект. За время обучения вы приобретаете огромное число связей с потенциальными партнерами по вашей индустрии, резидентами акселератора, инвесторами, с сервисными компаниями, которые быстро помогут запустить компанию в Канаде. Каждый акселератор имеет свою программу. Есть интенсивный курс — две недели, есть трехмесячные курсы, а есть шесть и 12 месяцев. Start-up Visa: три истории стартапов Я расскажу о трех компаниях, которые были у нас в акселераторе в прошлом году. Я специально взял разные индустрии и стадии проектов, чтобы читатель понимал, что даже имея только идею, вы можете попробовать поступить в акселератор. Две первые команды уже получили свои PR: Дима из Deskree трудится в своей канадской компании; Сергей из AppTed, открыв компанию после окончания обучения летом 2018 года, сейчас переезжает в Канаду. Паша из компании TS Prof прошел курс, защитил свой проект, получил Letter of Support и находится в процессе получения PR. Обратите внимание, что все три наших героя по-разному попали в Канаду. Дима, приехал учиться в университете, вернулся в Киев и только потом подал документы на программу. Паша впервые оказался в Канаде уже в рамках самой программы и большую часть подготовки проекта делал онлайн. Сергей приехал поучиться на языковые курсы, в Торонто придумал проект и нашел себе партнера. В итоге решил переехать и запустить производство продукта в Канаде. Дмитрий Гречко, CEO Deskree (компания-поставщик решений в сфере управления бизнес-процессами) Как возникла идея продукта? Идея Deskree возникла в процессе обучения в университете в Торонто. Студенты в Северной Америке имеют огромное множество групповых проектов, и во время их реализации мы использовали много различных способов обмена информацией. Это приводило к постоянному недопониманию. После этого мы провели исследование и поняли, что бизнес-команды испытывают те же проблемы. В результате мы создали платформу для онлайн-коллаборации, где команды имеют возможность структурировать свою работу по задачам, идеям, и возникающим проблемам. Что было самым сложным при подготовке проекта для подачи заявки в акселератор? Для нас ключевая сложность при подаче была совмещена с нашей основной маркетинговой трудностью — сложностью рассказать о своем продукте и его преимуществах кратко и понятно. В чем отличие канадской системы ведения бизнеса от российской или украинской? Наша команда не делала бизнес в России или Украине. Однако мы вполне прочувствовали канадскую бизнес-структуру на собственном стартапе. В Канаде очень открытые предприниматели, они все время ищут новые возможности и связи, все время хотят расти, а государство и такие топовые акселераторы, как DMZ, Communtech, YEDI, всячески этому способствуют и помогают. Какой план на 2019 год? В 2019 году мы хотим провести seed-раунд для платформы после достижения нашего KPI по количеству пользователей. Также наша студия готовит в первой половине года выпуск нескольких новых продуктов — мобильную игру и робота для Slack. Павел Худяков, СОО компании TS Prof (производитель высокоточных механических систем для заточки инструментов) Как так вышло, что программист вдруг стал заниматься «точилками для ножей»? Я занимался программированием по заказу, потом помогал своему отцу моделировать новые механизмы в Автокаде и увлекся его разработкой, из которой и появилось наше топовое устройство — лучший в мире прибор для заточки ножей Почему вы решили перенести бизнес в Канаду, а, скажем, не в США или Ирландию? Так сложилось, что одним из основных рынков для нас стал рынок США. Тема ножей и всего, что с ними связано, в Штатах хорошо развита. Там проходят самые крупные в мире отраслевые выставки, выходят самые популярные журналы, оттуда родом популярнейшие ножевые бренды. Да и первый опыт выхода на рынок через популярного американского видеоблогера, когда за две недели наш сюжет набрал 700 тысяч просмотров, показал нам, что на рынке есть высокий интерес к нашему устройству. Понимание необходимости «быть ближе» к своему стратегическому рынку было всегда. Но исходя из тех данных, что у нас были на момент принятия решения о выходе на новый рынок, путь в Америку был сложным. США проводят достаточно закрытую миграционную политику и не имеют реально работающих релокационных программ, аналогичных Start-up Visa Canada. Наш выбор пал на Канаду. Почему вы выбрали программу Start-up Visa? Бытует мнение, что под эту программу в основном подходят IT-стартапы, а в нашем продукте IТ процентов 5% всего. Есть также финансовый порог для начинающего бизнеса, относительно высокая стоимость обучения в акселераторе, высокая конкуренция проектов на стадии отбора. Важным этапом является «упаковка» проекта под требования программы, тут нужен опытный консультант. Наверное, самый волнительный момент — это интервью с твоими будущими преподавателями, от которого во многом зависит результат — попал, не попал. Но в итоге, когда мы прошли курс в Торонто, нам даже показалось, что эта программа разработана как будто специально для нас и для таких, как мы, поэтому если не мы, то кто? Что было самым трудным на этом пути? Для многих людей это стресс — поменять работу, переехать в другую квартиру на соседней улице, сменить круг общения. Когда ты переносишь бизнес в другую страну, на другом континенте, это похоже на межпланетный перелет или телепортацию в параллельный мир, где все вроде бы как в том, старом мире, но чуть-чуть по-другому. Многие вещи приходится делать заново, многие — переосмысливать, во всем делать первый шаг. Первый шаг — это всегда трудно. Трудно ли было учиться в акселераторе, какие основные навыки вы получили? Кроме общей информации по особенностям экономики и геополитики, я бы выделил навык упаковки бизнес-проекта в лаконичную информативную устную и письменную презентацию, которую мы и провели для менторов акселератора и потенциальных инвесторов в рамках итоговой сессии, которой заканчивается двухнедельный курс. Сколько времени занимает весь процесс от момента подачи заявки в акселератор до момента подачи на PR? Примерно пять-шесть месяцев, многое зависит от тебя самого. Надо просто выполнять все текущие задачи, и, что важно, научиться работать с документами. Сергей Ягнюк, CEO AppTed Как пришла идея проекта? Идея, по сути, была взята из личного опыта. На тот момент я был студентом одной из школ по изучению английского языка в Торонто. Освоив уровень выше среднего, пришло понимание, что глубина познания языка напрямую зависит от словарного запаса. Там же в школе я познакомился со своим будущим компаньоном, у которого были аналогичные мысли по поводу проблем расширения словарного запаса, к тому же он оказался айтишником. Мой товарищ смог найти алгоритм для автоматизации и упрощения накопления собственного словаря, что в свою очередь вело к уменьшению временных затрат и более эффективному запоминанию. С чего надо начинать, если вы решились на такой шаг? В первую очередь нужно четко понять две вещи. Первое — мотивация (зачем вам это нужно). Второе — возможность вложить в проект как материальные, так и интеллектуальные ресурсы. Нужно сконцентрироваться на задаче, так как процесс подготовки и обучения очень интенсивный. Самое правильное — изучить весь процесс от самого начала (точка входа — пытайте своего консультанта) и до реализации проекта. Рассчитайте свое время и деньги. В каком состоянии был проект, когда вы начали процесс, и в каком он сейчас? Когда мы решили участвовать в проекте, мы имели концепцию, общее видение нашего продукта и прототип программы. Только после многих часов обсуждения с нашими консультантами мы поняли, что были в начале пути и имели очень искаженный взгляд на рынок и его потребности. На данный момент мы завершаем первую полную мультиплатформенную версию продукта с глубокой проработкой изначального прототипа. Почему вы сразу не пошли к бизнес-ангелу, а потратили время и деньги на обучение в акселераторе? Ответ банален и прост: это другая страна со своими законами культуры и бизнеса, в которой вы новичок среди акул. Если не заниматься самообманом, то понятно, что акселератор даст вам хотя бы общую картину, контакты, связи, направит на путь истины, так сказать. А далее дело за вами. Сколько времени занял весь процесс получения PR? В общей сложности около семи месяцев. Однако нужно учитывать, что у каждого индивидуальная ситуация. Материалы по теме: В Канаде построят город, который будет знать о своих жителях все Я хочу переехать в Канаду, чтобы развить свой стартап. Что мне нужно знать? 13 побед года: успехи российских стартапов за рубежом Не нефтью единой: 18 молодых и перспективных стартапов в области энергетики В какой стране открывать бизнес Фото на обложке: Unsplash