Mindfulness – новое слово в бизнес-образовании

Существующих у современных менеджеров навыков уже недостаточно для поддержания корпоративных стандартов и развития компании. Сегодня ментальное здоровье несет больше пользы, чем набор «жестких» навыков, поэтому многие корпорации внедрили и используют практику mindfulness, о которой мы сегодня и поговорим. Постоянная коммуникация с людьми, непонимание, стремление к цели без осознания ее смысла – вещи, с которыми общество сталкивается каждый день. Человек привык спешить и знает, что интеллектуальное развитие способствует достижению успеха. Однако в его действиях зачастую отсутствует осознанность. В результате, жизнь на пути к цели не приносит удовлетворенности, а ее реализация позволяет ощутить только кратковременное счастье. Очень часто это становится причиной депрессии, которая, согласно отчетам ВОЗ, в ближайшем будущем будет лидировать в списке заболеваний. Чтобы избежать кризиса, общество стало обращать больше внимания на гигиену и экологию сознания, которые позволяют очистить разум и более эффективно управлять жизнью. Особую актуальность этот вопрос приобрел в бизнес-сфере, где осознанность действий играет первостепенную роль. Именно поэтому на курсах MBA все чаще стали внедрять практику mindfulness. Что такое mindfulness? Mindfulness (осознанность) – способность концентрировать внимание на том, что происходит внутри и снаружи человека в настоящий момент. Mindfulness может практиковаться в любое время и в любом месте. Практику осознанности разработал Джон Кабат-Зинн – доктор медицины, специалист по молекулярной биологии и буддист. В 1979 году в качестве эксперимента он открыл клинику снижения стресса, где пациенты на протяжении 8 недель занимались медитацией, лишенной религиозного смысла. Положительные результаты, выраженные в улучшении самочувствия и повышению успеваемости на работе и в учебе, позволили продолжить исследования. Дальнейшее изучение методики совместно с Ричардом Дэвидсоном позволило определить прямую связь медитации с повышением степени концентрации, стрессоустойчивости, развитием когнитивных способностей офисных сотрудников. В последующие годы практика осознанности была официально признана и стала применяться в армии, образовательных учреждениях, больницах, тюрьмах, офисах самых крупных компаний, на саммитах. Mindfulness для бизнеса означает эволюцию сознания, способность находить правильное решение, концентрируясь исключительно на проблеме. Данная техника помогает формировать внутреннюю силу и гармонию. Осознанная реакция на действия мозга позволяет человеку самому делать выбор, менять характер, навыки и жизнь. Mindfulness в бизнес-среде: почему растет спрос Руководителям компаний уже недостаточно одного только умения пользоваться бизнес-логикой, освоенной ими на программах МВА. Развитие корпоративной культуры и достижение долгосрочных финансовых результатов требует применения надпрофессиональных навыков, к которым относится и практика осознанности. С помощью mindfulness руководители могут выработать сбалансированный стиль управления. Умение концентрироваться на настоящем способствует повышению эмоционального интеллекта и благоприятно отражается на ведении дел. Овладение теорией и техникой медитации, рефлексивным слушанием, внимательными паузами помогает: повысить эффективность деятельности; нормализовать кровяное давление; стать более внимательным и сфокусированным; сократить тревожность; улучшить память; увеличить контроль над ситуацией; очистить мышление и восприятие от посторонних событий; улучшить способность к освоению новой информации; снизить влияние стресса. Популяризация практики осознанности позволила понять, что из-за постоянной погони за знаниями менеджеры не успевают позаботиться о ментальном здоровье, без которого их работа становится менее эффективной. Именно поэтому выпускники престижных бизнес-школ все большее обращают внимание на внедрение и применение практик осознанности в своих компаниях. Опыт применения практики осознанности в России Курсы mindfulness присутствуют в некоторых западных бизнес-школах уже не первый год. В программу входит обучение слушателей устойчивым, разумным и этичным методам ведения дел, поддерживающим их стремление к успеху. Практики осознанности используются крупными компаниями, такими как IBM, Deutsche Bank, Nike, Google, NAB, Procter & Gamble и др. К примеру, каждое совещание в Google начинается с минутной медитации, так как руководство убеждено, что это поможет сотрудникам лучше сконцентрироваться на поставленной задаче. Mindfulness также заинтересовались парламентарии Британии и Латвии, которые недавно прошли восьминедельный курс по освоению методики. Отечественное бизнес-образование больше сосредоточено на обучении методам ответственного управления и пока не использует медитацию в программах. Тем не менее, после вспыхнувшего несколько лет назад бума, охватившего развитые экономики, практиками осознанности постепенно начали интересоваться и в России. Сегодня развитием этого направления занимаются предприниматели, преподаватели и психологи. Среди известных последователей mindfulness – Снежана Замалиева, кандидат философских наук, которая обучалась практике при медицинской школе Массачусетского университета. Она открыла Mindfulness Студию №1 в Санкт-Петербурге, а также проводит занятия по медитации в рамках проекта GoodVibes. Разговоры об осознанном бизнесе стали более предметными в том числе и благодаря сооснователю перформанс-агентства Adventum, владельцу компании «Фабрика окон» Артему Агабекову. Совсем недавно в Москве прошел очередной, четвертый форум на эту тему, который изначально был направлен на сотрудников компаний, но вскоре вышел за рамки корпоративного мероприятия. В обеих компаниях имеется возможность прохождения курсов осознанности на регулярной основе, а в Adventum каждую неделю собирают классы, развивающие способность контролировать внимание. Большое внимание mindfulness также уделяют: владелец маркетинговых агентств «Матик» и Agny Артем Овечкин; Никита Рождественский – преподаватель курсов «Учебная корпорация», «Инновационное предпринимательство», «Принятие управленческих решений» в программе «Капитаны России» в РЭУ имени Г. В. Плеханова, эксперт по созданию образовательных продуктов для предпринимателей и др. В перспективе можно ожидать, что благодаря повышенному спросу на курсы mindfulness со стороны российских предпринимателей заставят отечественные бизнес-школы разработать соответствующие программы. Источники изображений: health.harvard.edu, washington.edu, republic.ru, takemytime.ru

Mindfulness – новое слово в бизнес-образовании
© Навигатор образования