Как Иван Кожедуб стал одним из самых результативных асов антигитлеровской коалиции
75 лет назад лётчику-истребителю Ивану Кожедубу было присвоено первое звание Героя Советского Союза. Всего за годы Второй мировой войны прославленный летчик-истребитель был трижды удостоен этой награды. Благодаря 64 победам в воздушных боях он был признан самым результативным асом антигитлеровской коалиции. Иван Кожедуб родился 8 июня 1920 года в селе Ображиевка Черниговской губернии в семье крестьянина, исполнявшего обязанности церковного старосты. В детстве мечтал стать профессиональным художником. По его словам, развитые глазомер и зрительная память сильно помогали в лётной работе. В 1936 году будущий герой переехал в город Шостка Сумской области и поступил в местный химико-технологический техникум. Там же у него появилось новое увлечение — Иван начал заниматься в Шосткинском аэроклубе. После призыва в ряды Красной армии Кожедуб получил направление в Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. после выпуска он остался служить в ней же на должности инструктора. Лётчик-герой Путь Ивана Кожедуба на фронт оказался достаточно долгим — его навыки инструктора использовались при подготовке других пилотов, когда в начале войны авиационную школу эвакуировали, и она продолжила свою работу в городе Чимкент (Казахская ССР). Как и многие другие выпускники авиационных школ предвоенного периода, Кожедуб выучился на лётчика без присвоения ему воинского звания. Даже знаки различия старшего сержанта он получил только 23 февраля 1942 года. В войска из учебного подразделения его перевели в ноябре 1942-го, направив в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии. В марте 1943-го Кожедуб в составе своей части был переброшен на Воронежский фронт. «Участие в боевых действиях началось для Кожедуба неудачно. Его самолёт был повреждён снарядами, выпущенными вражеским Мессершмиттом-109. Кроме того, он случайно попал под огонь своих же зенитчиков. После этого Ла-5 Кожедуба восстановлению уже не подлежал. Будущего героя хотели снять с лётной работы и перевести служить на пост оповещения. Остался в небе он только благодаря поддержке командира полка, увидевшего в молодом лётчике большой потенциал», — рассказал в интервью RT методист научно-методического отдела Музея Победы, кандидат исторических наук Дмитрий Суржик. 6 июля 1943 года, в самом начале сражения на Курской дуге Иван Кожедуб, прикрывая советские войска от атак вражеских бомбардировщиков, сбил свой первый немецкий самолёт — Юнкерс Ю-87. На следующий день на его счету был уже второй сбитый бомбардировщик. А 9 июля — сразу два истребителя Bf-109. Позже Кожедуб участвовал в Битве за Днепр и изгнании нацистов с Советской Украины. 4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Ивану Кожедубу, сбившему 20 немецких самолётов, был присвоено звание Героя Советского Союза. В мае того же года ему был передан новый истребитель Ла-5ФН. Это был особенный самолёт — он был построен на личные сбережения пчеловода Василия Конева. На этой машине во время боёв в Румынии ас одержал семь побед в течение одной недели. В августе 1944-го за победы в воздушных боях Кожедуб был удостоен второй Звезды Героя Советского Союза, получил капитанские погоны и был назначен на должность заместителя командира 176-го гвардейского полка. Согласно документам, к январю 1945 года лётчик сбил 48 самолётов противника. «После появления на фронте Иван Кожедуб обычно действовал в составе группы. Однако ближе к концу войны он часто вылетал на свободную «охоту», устраивал в небе засады на врага. Для противника он представлял огромную опасность», — рассказал в беседе с RT историк и писатель Дмитрий Хазанов. 17 апреля 1945 года Ивану Кожедубу в последний раз пришлось столкнулся в бою с врагом — в небе над Берлином он уничтожил два истребителя FW-190. Сразу после битвы за главный город Третьего рейха Кожедуба отправили в Москву — ему было поручено выступить по радио с поздравительной речью 1 мая. В итоге День Победы он застал в советской столице. К этому времени благодаря прессе Кожедуб был уже известен всей стране — увидев героя на улице, люди подхватили его на руки, и он полетел в воздух под восторженные крики: «Качать лётчика! Ура сталинским соколам! Ура советской авиации!». По воспоминаниям Кожедуба, оказавшись в столице, он воспользовался случаем и зашёл лично поблагодарить авиаконструктора Семёна Лавочкина и оружейника Бориса Шпитального, создававшего пушки и пулемёты для его самолётов. За время Великой Отечественной войны Иван Кожедуб совершил 330 боевых вылетов и провёл 120 боев в воздухе. При этом немцы не смогли сбить его ни разу. И хотя случались попадания в машину советского лётчика, ему всегда удавалось вернуться на землю. 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий и в связи с празднованием дня ВВС, прославленному военному лётчику в третий раз было присвоено звание Героя Советского Союза. Хотя в официальной советской статистике фигурировали данные о том, что Кожедуб сбил 62 самолёта противника, позже историки, сверив документы, выяснили, что на счету лётчика-героя за годы войны оказалось 64 сбитых самолёта. Согласно автобиографии самого Кожедуба, в 1945 году ему пришлось подбить два американских истребителя, которые по ошибке атаковали в небе над Германией советские самолёты. «По итогам Великой Отечественной войны Иван Кожедуб стал самым результативным асом антигитлеровской коалиции», — подчеркнул Дмитрий Хазанов. Маршал Кожедуб После войны Иван Кожедуб отправился учиться. В 1949-ом он окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. Во время учёбы в его жизни произошло важное событие: добираясь на электричке в часть, которая стояла в Монино, лётчик обратил внимание на девушку, но познакомиться с ней не решился. Однако она так запала ему в душу, что он стал встречать все идущие в посёлок электрички, пока не увидел незнакомку вновь. В этот раз он решился и пригласил девушку на танцы, а через несколько месяцев они уже стали мужем и женой. В годы Корейской войны Кожедуб в условиях строгой секретности командовал 324-й истребительной авиационной дивизией, защищавшей небо над полуостровом от американской авиации. Согласно подсчётам историков, с апреля 1951 года по февраль 1952 года подразделение Кожедуба одержало в Корее 200 воздушных побед, потеряв при этом 29 самолётов и 10 лётчиков. В дальнейшем опыт Кожедуба использовался страной на стратегическом уровне. В 1956 году он окончил академию Генштаба и через шесть лет возглавил 76-ю воздушную армию, затем проходил службу в центральном аппарате ВВС. В 1970-м ему присвоили звание генерал-полковника, а в 1978-м включили в состав Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. 7 мая 1985 года Ивану Кожедубу было присвоено звание маршала авиации. В послевоенное время он неоднократно избирался народным депутатом Верховного Совета СССР. Написал несколько книг, разошедшихся многотысячными тиражами. Помимо советских орденов и медалей, он был удостоен наград ГДР, КНДР, Монголии и Польши. Ушёл из жизни маршал Кожедуб 8 августа 1991 года. После смерти его имя было присвоено улицам и учебным заведениям в различных городах бывшего СССР. В его честь назван Центр показа авиационной техники в Кубинке. По словам Дмитрий Хазанова, роль Ивана Кожедуба в советской военной истории была велика и многогранна. «Попытки некоторых любителей рассуждать о том, что Кожедуб якобы в чём-то уступал противнику, — это досужие разговоры. Ас есть ас. Это либо изначально прекрасно подготовленный лётчик, либо тот, кого закалила война, дав огромный фронтовой опыт. Он лично нанёс врагу огромный ущерб. При этом нельзя забывать о том, что помимо боевой составляющей есть ещё и морально-психологическая — на Кожедуба равнялись менее опытные пилоты, своим героизмом и мастерством он воодушевлял других красноармейцев», — подытожил эксперт.