ЛДНР пала жертвой таможни
Угледобывающие шахты Донбасса — основной источник дохода самопровозглашенных Луганской и Донецкой республики (ЛДНР) — под угрозой остановки. Россия ежегодно покупает донбасского угля на $150 млн и поставляет шахтерам необходимые для разработки месторождений материалы, в частности рудничные стойки. Они поддерживают пласты пород, а при угрозе обвала начинают трещать. Шум служит для шахтеров сигналом о грядущем обвале и помогает вовремя покинуть опасную шахту. Без таких стоек шахтеры не смогут добывать уголь. Сотрудник одной из угольных шахт ЛДНР сообщил, что в республике дефицит сосновых подпорок. «Через неделю мы будем прекращать добычу угля. На сегодня созданы условия, загоняющие нас в полный тупик. И так по всей республике. И в Луганске такая же ситуация», — сетует шахтер, пожелавший не называть имени. Впрочем, как и остальные участники этой истории. Опора шахтеров После провозглашения независимости ЛДНР подпорки шахтеры получают только из Ростовской и Воронежской областей РФ. До Нового года границу России и ДНР ежедневно пересекали несколько машин со штабелями рудничных стоек, а теперь все застопорилось. По словам анонимного источника, получающего рудничные стойки в Донецке и поставляющего их шахтерам, уже месяц транспорт с древесиной на таможенном пункте не пропускают в ДНР. Все направляющееся в Донбасс машины ставят на границе на полный досмотр, который включает выгрузку, взвешивание и измерение каждого бревна. В итоге проверка одной машины затягивается на несколько дней. А в это время перед таможней уже выстраивается колонна из десятков машин, везущих ценный груз. До Нового года проверка транспорта ограничивалась осмотром штабелей дерева и подсчетом объема по простой формуле. Подпорки завозят еще по железной дороге, но, по словам собеседника МГ, их не хватает для всех угледобытчиков ЛДНР. «На некоторых шахтах уже закончились рудстойки, на других еще немного есть», — рассказал перевозчик рудничных стоек. По его словам, инспекторы в пункте пропуска МАПП Матвеев Курган говорят, что масштабные проверки назначены по инициативе Южной оперативной таможни. В ведомстве на запрос МГ не отвечают более суток. Республика осталась без древесины О тотальных досмотрах и очередях на границе сообщил также руководитель «СТВ групп» Роман Старых (компания занимается поставками различных видов товаров и комплектующих для предприятий ДНР и ЛНР). «На таможне происходит выгрузка, поскольку товар попадает в степень риска. Судя по ситуации в этом году, каждая машина попадает под выгрузку, что означает либо некомпетентных брокеров, либо какое-то указание на таможне. С брокерами мы работаем уже три года и завозили разные группы товаров, и эта проблема не только у нашей компании. Есть возможность возить вагонами, но мы боимся. Почему к нам такое отношение — не понятно», — прокомментировал источник МГ, знакомый с проблемами на таможне. «На границе стоят около 30 автомобилей. Первые машины заехали и сразу на выгрузку, люди боятся пускать остальные, пока те не выедут. Не выезжают уже вторую неделю» — добавил он. Один из перевозчиков сообщил, что границу ДНР смогли пересечь только четыре вагона ЗАО «Внешторгсервис» (монополист, поставляющий уголь из Донбасса). Компания зарегистрирована в Южной Осетии, гендиректор предприятия — Владимир Пашков, ранее занимавший должность вице-губернатора Иркутской области. «Внешторгсервис» контролирует беглый украинский олигарх Сергей Курченко (владеет группой компаний «Газ Украина»). В 2014 году он покинул Украину, переведя бизнес в Россию. Генпрокуратура Украины обвинила Курченко в присвоении имущества госпредприятий «Укрнафта», «Укргаздобыча» и контрабанде и незаконной реализации нефтепродуктов. Ситуация усугубляется из-за того, что сейчас в республике сильный дефицит леса. «В ДНР леса нет, и на остатках тоже», — уточнил источник МГ. «Там сейчас контрабанда всего и вся — черная зона. Торговля наркотиками, людьми, оружием. Все под патронажем российских спецслужб. Всю промышленность уже распилили и вывезли. Контрабанда угля… В основном там экономика такая, африканская. Шахты не встанут: у людей нет работы, поэтому они будут работать при любых условиях. Просто будут аварии, как обычно», — считает экономист, финансовый аналитик Степан Демура.