Скандальный Севморпорт: от обысков до выборов

От кризиса до скандала ГУП «Севастопольский морской порт» был создан в июне 2014 года путем объединения всех пяти предприятий, связанных с грузовыми и пассажирскими перевозками. В состав нового порта вошли Морской рыбный порт, Севастопольский торговый порт, Служба капитана Севастопольского морского рыбного порта и Севастопольский филиал Госгидрографии им. Л.И. Митина. Из-за санкций Евросоюза и закрытия Украиной всех портов полуострова для иностранных судов объем обработки грузов к лету 2014-го упал почти в 10 раз по сравнению с началом года. В экстренном режиме власти принялись спасать Севморпорт: был заключен ряд контрактов с российскими материковыми компаниями, организовано сообщение с другими портами Крыма. Директором предприятия в это непростое время назначили бывшего командующего группой кораблей Черноморского флота Алексея Погребнякова, которого затем в 2015 году, после стабилизации ситуации, сменили на гражданского управленца – Юрия Семенова, который в 2016 году перешел в ГУП «Крымские морские порты». Обязанности директора в течение года исполнял его бывший заместитель Александр Мартынов. В это время предприятие, несмотря на санкции, продолжало развиваться. С 2016 года начался стабильный рост средней заработной платы, которая к 2018 году выросла с 20 тыс. до 26 тыс. рублей. Приход на должность гендиректора Севморпорта в 2017 году еще одного бывшего военного – на этот раз полковника в отставке – и опытного федерального управленца Сергея Емельянова, по мнению ряда экспертов, должен был обозначить «перезагрузку» экономической стратегии предприятия. Однако Емельянов, который, к слову, ранее успешно возглавлял департамент авиационной промышленности Минпромторга России, стал фигурантом уголовного дела из-за злостного неисполнения судебного решения. За год он так и не устранил нарушения по безопасности эксплуатации четырех пассажирских причалов в Артиллерийской бухте: порт должен был оснастить причалы средствами видеонаблюдения, а также создать помещения для управления техническими средствами и связи. Чиновника отстранили от должности в октябре 2018 года, исполнять обязанности директора временно назначили бывшего руководителя ГУП «Крымские морские порты» Игоря Чистякова. Сегодня Севморпорт все еще не вышел окончательно из кризиса после разрыва экономических связей в 2014 году. Объем перевалки упал с 6 млн тонн в 2013 году до 200 тыс. Но на предприятии были сохранены рабочие места – около тысячи. В 2018 году удалось увеличить объем грузооборота. Так, перевалка зерна увеличилась в 2 раза по отношению к 2017 году и составила 40 тыс. тонн, в их числе – зерно, отправленное в Сирию. За год в 12 раз возрос объем перевалки минерально-строительных материалов: с 2,2 тыс. до 27 тыс. тонн. В прошлом году было впервые налажено скоростное морское сообщение Севастополь – Ялта с использованием судов на подводных крыльях «Комета». В 2019 году начнутся работы по реконструкции 13 причальных сооружений. В ноябре 2018 года департамент экономического развития инициировал проверку Севморпорта. В январе 2019 года нашли замену Емельянову, новым директором стал бывший военный, стоявший на блокпостах в 2014 году, Валерий Скляров. Он ранее возглавлял ООО «Севастопольский специализированный морской порт», учрежденное ГУП «Севморпорт» и «дочкой» госкорпорации «Ростех» АО «РТ-логистика». За неделю до смены руководства вокруг Севморпорта разгорелся скандал. «Черная метка» для Елизарова Слухи о том, что в главном контрольном управлении (ГКУ) Севастополя, которое возглавляет Сергей Елизаров, проходят обыски, а ФСБ изымает документы, появились в ряде СМИ вечером 17 января. Якобы это связано с темой банкротства Севморпорта и проводимой там проверкой ГКУ. В пресс-службе правительства информацию опровергли. До сих пор новых сведений о возможных обысках не появилось. Но стало известно, что в этот же день прошло заседание антикоррупционной комиссии, рассмотревшей вопрос соответствия занимаемой должности Елизарова, который возглавлял управление с ноября 2017 года. Как сообщили в правительстве Севастополя, подобную процедуру сейчас проходят все высокопоставленные должностные лица города, ее результаты при признаках преступления тут же направляются в прокуратуру и следственные органы. Восемь чиновников уже привлечены к ответственности. Елизаров также проверку провалил: как установила комиссия, он указал неполные и недостоверные сведения о доходах и имуществе. Позже появилась информация о том, что он не отметил в декларации элитную недвижимость в Москве и несколько банковских счетов, суммы на которых многократно превышают официальный доход чиновника. «Фешенебельную квартиру не зарегистрировал и два счета. А для чего он не зарегистрировал – надо у него спрашивать», – заявил в эфире местного телеканала замгубернатора Владимир Татарчук. Сокрытие доходов и имущества в соответствии с федеральным законом № 132 означает увольнение в связи с утратой доверия и автоматическое включение чиновника в черный список. Как отметил Татарчук, для чиновника это является «черной меткой». Елизаров, который после антикоррупционной проверки в срочном порядке ушел на больничный, назвал обвинения несправедливыми и собрал экстренную пресс-конференцию, на которой сделал ряд резонансных заявлений. Чиновник обвинил Татарчука в угрозах в своей адрес, а правительство – в попытках обанкротить Севморпорт для дальнейшей его продажи по символической цене. Что примечательно, до проверки антикоррупционной комиссии Елизаров никаких подобных заявлений не делал. Спустя несколько дней вице-губернатор Илья Пономарев последовательно опроверг все обвинения, назвав их ложью. Одно из самых громких – о том, что порт и его объекты значатся на балансе по одной копейке и одному рублю. «Притчей во языцех стала уже информация о якобы распродаже какого-либо государственного имущества по цене 1 рубль или 1 копейка. Много раз разъяснялось, что при постановке вновь выявленного имущества на баланс организации, в соответствии с приказом Минфина России, его балансовая стоимость определяется в размере 1 рубль за объект до проведения рыночной переоценки имущества», – в очередной раз пояснил вице-губернатор Илья Пономарев, который сообщил, что оценка имущества порта продолжается. Что сегодня происходит Пономарев заверил, что никто ничего продавать не собирается. «Никакой продажи имущества порта из государственной собственности ни за копейку, ни за рубль, ни за миллиард рублей не было и не будет. Это стратегическая инфраструктура государства», – заявил замгубернатора. Сегодня проверка ГКУ продолжается. Правительство анонсировало, что для максимальной объективности и беспристрастности к ней подключатся сотрудники Контрольно-счетной палаты и управления экономической безопасности УМВД России по Севастополю. Это, в том числе, по мнению властей, гарантирует оперативную реакцию правоохранительных органов в случае выявления каких-либо нарушений. Новый директор ГУП Валерий Скляров уже сделал заявление по поводу проверки, отметив, что изучает все вопросы, но уже нашел, кого наказать, в частности за упомянутое Елизаровым судно «Индиго», пришвартованное у причала № 230. Там корабль стоит еще со времен Украины, но владелец платить отказывается, ссылаясь на договор о швартовке судна с третьим лицом – украинской стороной. При этом Скляров подчеркнул, что информация, которую озвучил Елизаров, обрывочна и делать выводы пока рано. «Ключевым в моем понимании является то, что проверка не закончена. То есть это видение Елизарова, даже не мнение – это его видение. У него есть определенный комплект информации, и он из него сделал вывод», – сказал Скляров. Сегодня, по словам Склярова, создаются все условия для того, чтобы порт стал транзитным. По Крымскому мосту российская продукция будет поставляться в Севастополь, а затем идти морским путем в другие страны. Это поможет создать стабильный экономический базис для развития предприятия. Уже сейчас порт готовится работать на Северную Африку, в том числе рассматриваются варианты доставки цитрусовых из Сирии в Россию через Севастополь. Также в порт будет идти перевалка грузов двойного назначения, в том числе военной техники. Политическая игра Илья Пономарев считает, что за резонансной историей с обвинениями Елизарова стоит давний противник губернатора депутат Алексей Чалый. Такое заявление вице-губернатор сделал недавно во время рабочей поездки на территорию порта. «Алексей Чалый продолжает нагнетать обстановку истерии и внутригородских конфликтов. В ход идет все: прямая ложь, прикрытые высокой должностью проштрафившегося чиновника. Прямо призываю: Алексей Михайлович, прекратите устраивать скандалы в городе. Вы за пять лет нахождения во власти не создали ничего, кроме конфликтов и противостояния», – обратился к депутату Пономарев. Версия может показаться натянутой только лишь на первый взгляд: именно прочаловские СМИ вот уже две недели активно «раскачивают» повестку, предоставляя площадку для интервью и заявлений Сергею Елизарову. Они же публикуют любую информацию, которая может даже косвенно усилить негатив вокруг истории с Севморпортом. К истории активно подключились и депутаты из команды Чалого – Вячеслав Аксенов уже поспешил назвать все слова Пономарева ложными. Стоит отметить, что вся история с заявлениями Елизарова произошла буквально накануне тотальной перезагрузки «Единой России» в Севастополе, о которой до этого долго говорили в кулуарах власти. Руководство партии прямо заявило о том, что в Москве устали от постоянных политических конфликтов между депутатским корпусом Чалого и исполнительной властью. «Сложно сказать наверняка, кто стоит за конфликтом, но однозначно медиаресурсы, подконтрольные депутату Алексею Чалому, пользуются ситуацией. Неудивительно, ведь эта ситуация для его политической группировки является выгодной. Мы привыкли к тому, что законодательная и исполнительная власти воюют между собой, а в этой ситуации правительства не могут найти общий язык. Это большая удача для «чаловцев», тем более накануне выборов», – считает политолог Иван Мезюхо. Фото:пресс-служба правительства Севастополя; sevmp.ru.

Скандальный Севморпорт: от обысков до выборов
© РИА "ФедералПресс"