Топ-10 украденных произведений искусства
«Мальчик с рисунком куклы» Джованни Франческо Карото из Городского музея Кастельвеккьо в Вероне Ограбление Городского музея Кастельвеккьо в Вероне, которые владеет богатой коллекцией средневековой живописи и скульптуры, потрясло Италию в 2015 году. Вечером 19 ноября четыре вооруженных грабителя проникли в музей незадолго до того, как тот был поставлен на сигнализацию на ночь, и вынесли 17 картин. Как сказал мэр Вероны Флавио Този, это были «лучшие экспонаты» собрания. Среди них — работы Пизанелло, Тинторетто, Мантенья, Рубенса, а также «визитная карточка» музея — портрет мальчика с рисунком куклы Джованни Франческо Карото. По горячим следам преступников найти не удалось. Лишь в марте 2016 года были арестованы 12 подозреваемых, среди которых был один из охранников музея. В мае того же года похищенные картины нашли украинские пограничники в Одесской области и на острове Турунчук. Василий Поленов. Голова иерусалимского еврея. 1881–1882. Холст, масло. Тарусская картинная галерея «Голова иерусалимского еврея» Василия Поленова из Тарусской картинной галереи Летом 2015 года также была ограблена картинна галерея в Тарусе — филиал Калужского музея изобразительных искусств. Двое преступников в масках проникли в галерею, угрожая директору и сотруднику пистолетом и шприцом, наполненным жидкостью красного цвета. В результате нападения были похищены полотна Василия Поленова («Голова иерусалимского еврея») и Ивана Айвазовского («Море у острова Капри»), а также еще одно произведение неизвестного художника («Распятие с предстоящими и святым Франциском Ассизским») — всего три работы из постоянной коллекции галереи. Первые две картины были обнаружили при задержании грабителей в Калуге, третью чуть позже нашли в одном из московских ломбардов. «Голова иерусалимского еврея» — это этюд к картине «Христос и грешница», над которой Поленов работал более 15 лет. Дэмиен Херст. Pyronin Y. 2005. Смешанная техника. Галерея Exhibitionist, Лондон «Пиронин Y» и «Олеоил-саркозин» Дэмиена Херста из лондонской галереи Exhibitionist Две работы Дэмиена Херста украли в Лондоне в 2013 году — через четыре дня после того, как их приобрела галерея Exhibitionist, располагавшаяся в районе Ноттинг-Хилл. Обе относятся к знаменитой «точечной» серии. Полотно «Пиронин Y» чуть больше по размеру, чем «Олеоил-саркозин». Оно оценивается в £15 тыс. Вторая работа стоит £18 тыс. Как сообщила полиция, галерею взломали ночью, и похититель скорее всего действовал один, точно зная, что ему нужно. Произведения до сих пор не найдены. Барбара Хепуорт. Две формы (Разделенный круг). 1969. Бронза. Далвич-парк, Лондон. Источник: artlyst.com «Две формы (Разделенный круг)» Барбары Хепуорт из Далвич-парка Воруют не только картины. В 2011 году из Далвич-парка в южном Лондоне была похищена огромная бронзовая скульптура известной британской абстракционистки Барбары Хепуорт (произведение украшало парк на протяжении сорока лет и было застраховано на £500 тыс). Предположительно, ее украли охотники за металлоломом, которые ночью выломали скульптуру из постамента и увезли в неизвестном направлении. И это был далеко не первый такой случай — в первое десятилетие XXI века кражи паблик-арта и сдача его на металлолом приняли в Великобритании масштабы национальной эпидемии. Позже в Лондоне объявили конкурс на новую скульптуру для Далвич-парка — его выиграл Конрад Шоукросс, британский мастер кинетической скульптуры. Генри Мур. Солнечные часы. 1965. Бронза. Парк Фонда Генри Мура, Мач Хэдхем «Солнечные часы» Генри Мура из парка Фонда Генри Мура в Мач Хэдхеме Еще одной «жертвой» охотников за «цветными металлами» в 2012 году стала бронзовая скульптура Генри Мура, которая так же, как и «Две формы» Барбары Хепуорт, оценивается в £500 тысяч. Причем это был не первый случай кражи скульптуры из парка Фонда Генри Мура — в 2005 году отсюда с помощью подъемного крана злоумышленники похитили «Склоненную фигуру», которая так никогда и не была найдена. «Солнечным часам» повезло чуть больше: полиции удалось найти произведение после того, как о пропаже сообщили в популярной телевизионной программе. Воришки пытались сдать ее на металлолом за £46, но хозяин пункта приема цветных металлов опознал работу. Медардо Россо. Больной ребенок. 1889. Бронза. Национальная галерея современного искусства, Рим. Фото: Galleria Nazionale d’Arte Moderna via ArtBlat «Больной ребенок» Медардо Россо из римской Национальной галереи современного искусства Медардо Россо — итальянский скульптор-импрессионист. В декабре 2014 года одна из лучших его работ — бронзовый бюст «Больной ребенок» — была посреди дня похищена из римской Национальной галереи современного искусства. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, как вор вынес скульптуру под пиджаком. Через неделю она нашлась в камере хранения для посетителей музея. Однако следователи сообщили, что все ячейки, разумеется, были осмотрены сразу после ограбления, но никакой скульптуры там не было. Так что похоже, что вор раскаялся и самостоятельно вернул работу в музей — и по иронии опять не был никем замечен. Купол венского Сецессиона. 1897–1898. Бронза, позолота. Фото: WienTourismus / Christian Stemper Позолоченные листья с купола венского Сецессиона Подъемные краны и строительные леса — чем только не пользуются преступники во время ограблений. Так, например, в апреле 2018 года со знаменитого купола здания венского Сецессиона воры стащили полдюжины позолоченных листьев. Здание павильона построили в конце XIX века художники во главе с Густавом Климтом, «Бетховенский фриз» которого по сей день служит «визитной карточкой» музея. Его крышу венчает купол, украшенный 3000 позолоченными листьями. Каждый из них оценивается в $1200. Чтобы добраться до листочков, похитители использовали строительные леса. Исаак Левитан. Розы. 1894. Картон, масло. Мемориальный дом-музей И.И. Левитана в Плесе «Розы» Исаака Левитана из Дома-музея художника в Плесе В августе 2014 года двое преступников проникли в Дом-музей Исаака Левитана в Плесе и выкрали несколько картин, общая стоимость которых была оценена в 77 млн рублей. Среди них — пейзажи «Овраг за забором», «Тихая речка», «Полустанок», «Речная заводь» и натюрморт «Розы», написанный в несвойственной художнику манере. Похитителей нашли лишь через два года после ограбления. Часть полотен обнаружили в Подмосковье во время задержания преступников, которые обвинялись в совершении разбойных нападений. Среди них были и воры, похитившие картины. Оставшиеся полотна нашли в Нижегородской области, где те были спрятаны. Поль Гоген. Девушка перед открытым окном. 1898. Холст, масло. Музей Кюнстхал, Роттердам «Девушка перед открытым окном» Поля Гогена из Кюнстхал в Роттердаме По статистике агентства Bloomberg, похищенные произведения искусства удается найти лишь в 1,5% случаев. Из семи картин, принадлежащих кисти Пабло Пикассо, Поля Гогена, Клода Моне, Анри Матисса, Мейера де Хана и Люсьена Фрейда из коллекции Triton Foundation, которые были похищены с выставки в музее Кюнстхал в Роттердаме в октябре 2012 года, ни одна не вернулась в родные стены. При этом грабители были пойманы и на суде признались, что ограбление произошло по воле случая. Сначала злоумышленники хотели обокрасть Роттердамский музей естественной истории, и лишь уличная афиша выставки шедевров из частного собрания навела их на Кюнстхал. Это похищение стало крупнейшей кражей произведений искусства в Нидерландах в XXI веке. Полотна так и не нашли, хотя мать одного из преступников румынка Ольга Догару утверждала, что сожгла их в печи, чтобы скрыть следы преступления. Бэнкси. Граффити на двери концертного зала «Батаклан». 2018. Фото: The Local France Граффити Бэнкси на двери концертного зала «Батаклан» Еще одной громкой новостью последних дней кроме похищения картины Архипа Куинджи стало исчезновение граффити Бэнкси в Париже, посвященного памяти жертв терактов 2015 года. Рисунок был нанесен на дверь заднего выхода концертного зала «Батаклан», где три года назад террористы открыли огонь на концерте американской рок-группы Eagles of Death Metal (89 человек погибло, более 200 получили ранения). В 2018 году Бэнкси изобразил на двери силуэт скорбящей женщины. Как показали записи с камер видеонаблюдения, грабителей было несколько. Они спилили дверь «болгаркой», погрузили добычу в грузовик, на котором скрылись в неизвестном направлении. Представители концертного зала уже заявили, что очень опечалены случившимся и им жаль, что шедевр Бэнкси больше не доступен для широкой публики (а значит истинный смысл произведения потерян).