Warfare History Network (США): женщины в ВВС. Первая часть

Первая часть В 1941 году на противоположных концах нашей планеты произошло два события, оказавших огромное влияние на историю женщин в авиации. Утром 22 июня 1941 года нацистская Германия напала на Советский Союз, начав масштабную военную операцию под названием «Барбаросса». Спустя полгода, в утренние часы 7 декабря 1941 года японцы атаковали американскую военно-морскую базу в Перл-Харборе, что вынудило Соединенные Штаты вступить во Вторую мировую войну. Тысячи американских и советских граждан, испытывая прилив патриотизма, добровольно вступали в ряды вооруженных сил. Ни та, ни другая страна не могла предвидеть, какие колоссальные людские и материальные ресурсы понадобятся для того, чтобы одержать победу в этой войне. Этот международный конфликт создал беспрецедентные в истории возможности для службы в армии. Соединенные Штаты и Советский Союз впервые начали призывать в авиацию женщин, которые летали на военных самолетах, сражаясь за свои страны. Соединенные Штаты создали Женскую службу пилотов ВВС (WASP), которой руководила Жаклин Кохран (Jacqueline Cochran). В период с 1942 по 1944 годы более одной тысячи летчиц перегоняли самолеты с заводов на авиабазы по всей территории США. Летчицы WASP налетали почти 100 миллионов километров на 78 типах самолетов, от самых маленьких учебных машин до скоростных истребителей и огромных бомбардировщиков. Женщины-пилоты совершали все виды вылетов, за исключением боевых, и 38 из них отдали свою жизнь за Родину. За три года существования Женской службы пилотов ВВС США летчицы перегнали 80% всех самолетов, участвовавших в войне. В Советском Союзе за реализацию аналогичной программы взялась Марина Раскова, прославившаяся своим историческим полетом на Дальний Восток в 1938 году. В октябре 1941 года она сформировала 122-ю женскую авиагруппу, которая занималась подготовкой пилотов, штурманов, механиков и наземных команд для трех новых авиаполков: 586-го истребительного, 587-го бомбардировочного и 588-го ночного бомбардировочного. Чуть больше одной тысячи летчиц совершили в совокупности более 30 тысяч боевых вылетов, и как минимум 30 из них получили звание Героя Советского Союза, в том числе, два аса истребительной авиации. Два полка получили звание гвардейских, и по меньшей мере 50 советских летчиц погибли в бою. Несмотря на разницу в характере выполняемых летных задач и в отношении к воинской службе, у американских и советских летчиц было много общего. И те, и другие очень любили летать и испытывали огромное желание помочь своим странам в разгроме коричневой чумы фашизма. Эти женщины, многим из которых было даже меньше 20 лет, были патриотками, идеалистками. А еще они были преисполнены решимости. Но несмотря на официальную поддержку женщин-пилотов в ВВС, летчицы из обеих стран сталкивались с дискриминацией в форме недоверия и предрассудков со стороны летчиков-мужчин. А еще были большие физические нагрузки и трудности в подготовке. Женщины жили тесно спаянными коллективами и дружили, что объясняется опасностями полетов и гибелью подруг. Летчиц расформированной в 1944 году Женской службы пилотов ВВС исключили из послевоенной авиации. Лишь спустя 33 года, в 1977-м им присвоили звание ветеранов войны. Советским летчицам в послевоенные годы тоже закрыли путь в армию, а власти посоветовали им забыть свой военный опыт и возвращаться домой. Более того, хотя русские женщины в годы Второй мировой войны получили неслыханную возможность летать на боевых самолетах и добились больших успехов, их момент в истории оказался мимолетным, и когда война подошла к концу, советское общество начало их забывать. Вместе с миром вернулись и гендерные стереотипы. Летчицы из обеих стран обнаружили, что их место не в кабине боевого самолета, а дома в качестве жен и матерей. Женщины удовлетворили временную потребность, вызванную войной, и теперь от них ждали возвращения на довоенные роли в обществе. Оказалось, что в послевоенных ВВС женщинам-пилотам нет места. Жаклин Кохран: рекордсменка авиации В 1930-е годы Жаклин Кохран получила известность благодаря своим выдающимся достижениям в области авиации. За свою долгую карьеру она установила больше рекордов по скорости, дальности и высоте, чем любой другой пилот из числа ее современников, как мужчин, так и женщин. У Кохран было даже больше рекордов, чем у ее подруги Амелии Ирхарт (Amelia Earhart), с которой она познакомилась в 1935 году на соревнованиях «Бендикс Трофи», где до этого могли состязаться только мужчины. Ни Кохран, ни Ирхарт в 1935 году победить не удалось, но в 1938 году Жаклин завоевала главный приз, победив всех мужчин из числа участников. Жаклин Кокран после перелета из Нью-Йорка в Майами в 1937 году В 1939 году Управление гражданской авиации начало программу обучения летчиков в американских колледжах, и многие девушки с энтузиазмом стали посещать занятия. К июню 1941 года более двух тысяч женщин из разных уголков страны научились летать. Но в том же месяце женщин исключили из этой программы, чтобы набрать больше мужчин, поскольку стало очевидно, что Америке придется участвовать в войне. Кохран в самом начале войны почувствовала, что стране понадобятся женщины-летчицы, и она начала деятельно добиваться принятия женщин в военную авиацию. В сентябре 1939 года Кохран написала письмо Элеоноре Рузвельт, сообщив ей, что с учетом драматических событий в Европе пора задуматься о привлечении женщин-пилотов к небоевым вылетам, чтобы мужчины могли выполнять боевые задачи за рубежом в случае вступления США в войну. Для эффективного использования женщин-пилотов необходимо провести предварительную организационную работу, заявила Кохран. Она решила сформировать такую группу летчиц. Первая леди поблагодарила Кохран за письмо и заверила ее, что если возникнет такая необходимость, женщин обязательно привлекут. В конечном итоге, благодаря влиянию Рузвельт, которая отстаивала женские интересы, удалось создать Женскую службу пилотов ВВС. В марте 1941 года Кохран присутствовала на церемонии награждения летчиков в Белом доме, где познакомилась с генералом Генри Арнольдом (Henry Arnold), командовавшим воздушным корпусом армии США, и Клейтоном Найтом (Clayton Knight), который занимался набором людей во вспомогательную авиатранспортную службу Британии. Когда конгресс 11 марта 1941 года подписал закон о лендлизе, эта служба была уполномочена перебрасывать самолеты в Англию морем или по воздуху. Поскольку обученные летчики все до единого участвовали в боевых действиях, вспомогательной авиатранспортной службе Британии были очень нужны пилоты из нейтральных стран. Эта организация привлекла многих британских летчиц к перегону самолетов по территории Соединенного Королевства. Но как сказал Найт, трансатлантические перелеты с целью перегона бомбардировщиков оказались слишком опасными, и с набором летчиков возникли трудности. Кохран вызвалась помочь Найту, и вскоре села за штурвал бомбардировщика «Локхид Хадсон», чтобы перегнать его из Монреаля в шотландское местечко Прествик, где находился штаб вспомогательной авиатранспортной службы. Она стала первой женщиной, совершившей полет на бомбардировщике через северную Атлантику. Кохран набрала группу из 25 американских летчиц на службу во вспомогательную авиатранспортную службу Британии, и полетела с ними в Англию для совместной подготовки с британскими летчицами, которые уже перегоняли самолеты. Находясь за границей, Кохран разработала план по созданию аналогичной программы обучения летчиц в США. Кохран и Лав: две очень разные женщины Пока Кохран добивалась в Вашингтоне разрешения на привлечение женщин к полетам в составе ВВС, другая известная летчица потихоньку разрабатывала план по привлечению женщин-пилотов к участию в войне. У 27-летней Нэнси Харкнесс Лав (Nancy Harkness Love) были хорошие связи, она являлась опытным пилотом и была замужем за заместителем командующего военно-транспортной авиацией полковником Робертом Лавом (Robert Love). Нэнси Лав написала письмо полковнику Роберту Олдсу (Robert Olds), который в то время возглавлял командование воздушных перебросок, предложив ему примерно то же самое, что хотела сделать Кохран: набрать 50-60 женщин с богатым летным опытом (имеющих по меньшей мере 500 часов налета и лицензию коммерческого пилота) для перегона самолетов с заводов в пункты погрузки. Элизабет Гарднер, из женской службы пилотов военно-воздушных сил США, 1943 год Кохран и Лав были полной противоположностью друг другу. У них были разные личные амбиции. Кохран по своей природе была человеком решительным, энергичным и настойчивым. Несмотря на скромное происхождение и отсутствие официального образования, она научилась разговаривать на языке американских военных летчиков, и была преисполнена непоколебимой решимости добиться привлечения женщин-пилотов на службу в армию. Лав, с другой стороны, была из привилегированного круга. Она была смышленой, хорошо образованной и упорной, но хотела только одного — служить в командовании воздушных перебросок и влиять на его работу. В отличие от Кохран, у нее не было намерения создавать совершенно новую летную программу для женщин. Кохран стремилась все контролировать и всем управлять. Лав же предпочитала отложить в сторону административные обязанности и проводить больше времени в кабине самолета. Но хотя эти женщины по-разному понимали и использовали власть, они сумели сработаться и трудились вместе два с половиной тревожных года, хотя встречались редко. Лав настаивала на создании элитной группы женщин-пилотов на уровне эскадрильи, которую предлагала включить в состав командования воздушных перебросок или военно-транспортной авиации в качестве приданного воздушному корпусу вспомогательного подразделения. Кохран предлагала создать под своим руководством полноценную программу летной подготовки женщин-пилотов, чтобы выпустить тысячи летчиц для перегона самолетов. В конечном итоге было принято предложение Кохран, однако Лав удалось создать женскую вспомогательную транспортную эскадрилью (WAFS), летчицы из состава которой стали первыми перегонять самолеты с заводов на авиабазы. На момент поступления на службу в WAFS у 28 первых летчиц было в среднем по 1 100 часов налета. Узнав о существовании новой группы женщин-пилотов, перегонявшей самолеты, Кохран убедила генерала Арнольда, что в связи с нападением на Перл-Харбор и вступлением Америки в войну, вооруженным силам нужно больше летчиц, чем может предоставить вспомогательная транспортная эскадрилья. Арнольд с ней согласился, и 16 ноября 1942 года Кохран сформировала в хьюстонском аэропорту Говарда Хьюза женский отряд летной подготовки (WFTD) в количестве 25 человек, которые имели налет 200 часов и лицензии пилотов коммерческих авиалиний. Женский отряд летной подготовки В задачи WFTD входило выполнять полеты на территории США по заданию ВВС. Подобно летчицам из вспомогательной транспортной эскадрильи, эти женщины перегоняли самолеты, но в дополнение к этому они проверяли машины с механическими поломками, доставляли самолеты на ремонт, совершали контрольные полеты на отремонтированных машинах, вводили самолеты в эксплуатацию, поднимали в воздух мишени для отработки навыков стрельбы расчетами зенитных орудий, проводили полеты в рамках подготовки расчетов поисковых прожекторов, выполняли условное бомбометание, атаки с бреющего полета, устраивали дымовые завесы для боевой подготовки войск, перегоняли самолеты с базы на базу, поднимали в воздух планеры и обучали пилотов-мужчин. Когда на аэродроме в Хьюстоне стало тесно, летчицы Кохран перебрались на аэродром в Свитуотер, штат Техас. Этот городок на западе штата был маленький, уединенный, с сухим климатом, и располагался он на обширной равнине. Кохран посчитала, что это идеальное место для подготовки летчиц, которые могли на этом аэродроме научиться летать по-военному. Когда у Кохран появилась достойная учебная база и группа подготовленных женщин-инструкторов, она начала принимать женщин на обучение по программе интенсивной подготовки. Кандидатов, которые должны были иметь богатый опыт полетов, искали главным образом по учетам Управления гражданской авиации, у которого в списке было три тысячи женщин-пилотов с лицензиями. Когда стало известно о программе летной подготовки для женщин, Кохран получила более 25 тысяч заявлений со всех концов страны. Стать летчицами хотели женщины самых разных профессий и общественного положения: актрисы, секретарши, танцовщицы, студентки, медсестры, матери семейств и светские львицы. В итоге на учебу было принято 1 830 летчиц. Формирование Женской службы пилотов ВВС 5 августа 1943 года вспомогательную транспортную эскадрилью и женский отряд летной подготовки объединили, создав на их базе Женскую службу пилотов ВВС (WASP). Кохран стала директором службы и руководителем ее учебного отдела, а Лав возглавила подразделение по перегону самолетов. За 25 месяцев существования WASP 1 074 женщины успешно прошли трудную шестимесячную программу подготовки на аэродроме в Свитуотере и стали гражданскими летчицами ВВС. Женская служба пилотов ВВС не являлась воинским формированием, однако женщины должны были выполнять требования армейских уставов. Они спали в казармах по шесть человек в комнате. Ванная комната была одна на 12 человек. «Уединения не было никакого — абсолютно, — вспоминала летчица WASP Марти Вайолл (Marty Wyall). — Мы учились жить вместе». Полностью женская авиабаза стала настоящей сенсацией, и за первые несколько недель ее существования более 100 мужских экипажей доложили о таинственных проблемах с моторами, запросив срочную посадку на аэродром Авенджер в Свитуотере. Кохран немедленно запретила любые несанкционированные посадки, и этот аэродром стали называть «монастырем Кохран». Пилоты из Женской службы пилотов Военно-воздушных сил США в Техасе 1944 году Летчицы женской службы, как и все женщины Америки, в годы войны страстно хотели сделать что-то полезное для своей страны и армии. Беспрецедентная возможность летать на военных самолетах дала женщинам-пилотам чувство цели и возможность гордиться собой. Они были рады шансу помочь дяде Сэму. Джулиет Дженнер Стидж (Juliette Jenner Stege) была успешной танцовщицей на Бродвее, пока не поступила на службу в WASP. «Мои подруги из шоу-бизнеса пытались убедить меня не идти в Женскую службу пилотов ВВС, — рассказывала Стидж. — Они говорили: „Ты просто тупица — ведь тебя могут убить"». Стидж проигнорировала советы подруг и прошла летную подготовку на Лонг-Айленде, взяв несколько уроков. «Важно научиться не говорить „нет", — сказала она. — В жизни иногда приходится рисковать». Подъем на базе каждое утро был в шесть часов. После завтрака обучаемые занимались физической подготовкой, посещали теоретические занятия (математика, физика, топография, чтение аэронавигационных карт, штурманское дело, двигатели, погода, шифры, связь) и летали. На аэродроме Авенджер обучаемые получили более 210 часов военной летной подготовки. Перед полетами женщины надевали мужские летные костюмы, которые были им велики. «На смену гражданским платьям пришли скучные комбинезоны армейских механиков оливкового цвета, которые были как минимум 44-го размера. Женщин в таких комбинезонах называли „стилягами", — писала летчица WASP Дорис Бринкер Таннер (Doris Brinker Tanner). — Косметика и стильные прически ушли в прошлое». Каждая обучаемая боялась отчисления. Это был обоснованный страх, так как значки с серебряными крыльями получали только лучшие летчицы. Обучаемые могли вздохнуть с облегчением только после шести месяцев военной летной подготовки, когда наступал день выпуска. Талисман WASP Фифинелла Женщины-пилоты привлекли внимание Уолта Диснея, который поручил художникам из своей студии придумать для них мультяшный талисман. Такие талисманы в годы войны были у многих американских воинских частей, и военнослужащие нашивали их на куртки и шинели. Талисманом для женской службы стала Фифинелла, или Фифи. Ее взяли из детской книги «Гремлины», написанной в 1942 году Роальдом Далем (Roald Dahl), который в то время служил в британских ВВС. В своей книге Даль рассказывает о маленьких проказливых существах, которых называют гремлинами. А гремлин женского пола получила у него имя Фифинелла. «Фифинелла убирала песок из топливного бака и не давала двигателю заглохнуть», — сказала летчица Нони Хортон Андерсон (Nonie Horton Anderson). А Бетти Джейн Уильямсон добавила: «Фифи помогала нам благополучно возвращаться домой». Талисман Женской службы пилотов Военно-воздушных сил США времен Второй мировой войны WASP идет на войну После выпуска летчиц WASP распределяли по авиабазам на территории США, где они занимались перегоном самолетов. Женщины перегоняли новые машины с заводов в учебные центры, в пункты погрузки, а старые и пострадавшие в боях — в ремонтные мастерские. Они проверяли самолеты после обслуживания и ремонта, часто делая это вместо мужчин. Они поднимали в воздух мишени для учебной стрельбы, которой занимались расчеты зенитных орудий, а также стрелки из летных экипажей. Женщины проводили метеоразведку и ставили дымовые завесы во время маневров. Они работали инструкторами, выполняли полеты с управлением по радио и по приборам. Они провели тысячи технических и летных испытаний. Некоторые выпускницы, такие как Энн Баумгартнер Карл (Ann Baumgartner Carl), стали летчиками-испытателями. Многие женщины из WASP продолжили учебу, научившись летать на истребителях типа Р-51 «Мустанг», а кто-то пошел в бомбардировочную авиацию, освоив такие машины как B-17 и B-29. 22-летняя Дора Дауэрти Стротер (Dora Dougherty Strother), стал одной из двух женщин, которым доверили штурвал B-29. Подполковник Пол Тиббетс-младший (Paul W. Tibbets) (позже он летал на «Эноле Гей», с которой сбросил первую атомную бомбу на японский город Хиросиму) предложил Стротер и Дороти Джонсон Мурман (Dorothea Johnson Moorman) летать на этом огромном бомбардировщике, дабы показать мужчинам, что им вполне можно управлять. Тиббетс был полон решимости доказать летчикам, что на B-29 не только можно летать, но и что на нем могут летать женщины. Летчицам отвели на подготовку в Бирмингеме, штат Алабама, всего три дня, поставив задачу научиться летать на этом тяжелом бомбардировщике. После неприятного проверочного полета, во время которого загорелся один из двигателей, летчицы успешно перегнали B-29 (под названием «Божья коровка») на армейский аэродром Кловис в Нью-Мексико. В 1995 году Стротер получила письмо от одного летчика, который был на этом историческом полете. Он писал: «Я понимаю, это было очень давно, но хочу поблагодарить вас, так как вы помогли мне в тот день в Кловисе. Вы показали нам, что В-29 не следует бояться. Вы в тот день были за штурвалом и продемонстрировали отличные летные навыки, убедив нас в том, что любой пилот может с гордостью летать на В-29. С того дня у нас не было ни единого летчика, который не хотел бы летать на В-29». Законопроект о переводе WASP в состав действующей армии С каждым новым успехом Кохран все больше убеждалась в том, что женщины-пилоты приносят большую пользу на войне. Но ее беспокоило то, что женщин по-прежнему считали добровольцами и гражданскими служащими, не принимая их официально на военную службу. При поддержке генерала Арнольда Кохран добилась повторного внесения в конгресс законопроекта о переводе Женской службы пилотов ВВС в состав действующей армии в качестве воинского формирования. (Первый законопроект, внесенный в сентябре 1943 года, был проигнорирован.) 21 июня 1944 года законопроект HR4219 (названный законопроектом Костелло по имени члена палаты представителей из Калифорнии Джона Костелло (John Costello)) был отвергнут большинством в 19 голосов, вопреки активным лоббистским усилиям Арнольда и Кохран. До этого конгресс с начала войны ни разу не голосовал против законодательных актов, предложенных ВВС сухопутных войск. Пилот ВВС США Нэнси Харкнесс за штурвалом Fairchild PT-19 Есть много причин, по которым законопроект о переводе WASP в состав действующей армии был отвергнут. К началу 1944 года союзники добились превосходства в воздухе в Европе, и американские летчики начали возвращаться домой. Летные школы закрывали, и теперь гражданских пилотов брали в армию не летчиками, а рядовыми пехотинцами. Если бы мужчины заняли летные должности в WASP, им удалось бы избежать призыва. Они начали агрессивную кампанию в СМИ и на Капитолийском холме против женской службы. Протесты мужчин-пилотов начались как раз тогда, когда общество стало негативно относиться к идее замены мужчин женщинами, чтобы те могли воевать, поскольку летчики возвращались домой с войны и обнаруживали, что женщины занимают престижные летные должности. Газеты того времени свидетельствуют о том, что приверженцы традиций в конгрессе и за его стенами начинали все больше раздражаться из-за усиления женской самостоятельности и независимости, опасаясь, что после войны они уже не вернутся на свое законное место хранительницы домашнего очага, матери и работницы с низким окладом. Эти факторы, а также мощное общественное давление, которому содействовали средства массовой информации, помешали принятию закона о переводе Женской службы пилотов ВВС в состав действующей армии. В результате отказа от законопроекта Костелло летчицы WASP остались гражданскими служащими и не получили тех льгот, которые полагались американским военнослужащим. К этим льготам относится страхование жизни, медицинская страховка, помощь в получении образования и ипотечные кредиты. Лишь в 1977 году президент Джимми Картер предоставил летчицам Женской службы пилотов ВВС статус ветеранов. Но эти женщины ощущали двойственность своего положения всякий раз, когда гибли их подруги. Поскольку официально они не являлись военнослужащими, государство отказывалось оплачивать перевозку тел погибших домой к месту захоронения и не возмещало расходы на похороны. Женщины-пилоты сами собирали необходимые средства, а потом сопровождали тела своих подруг на поезде до дома. Завершение программы WASP Программа WASP была официально отменена 20 декабря 1944 года, за восемь месяцев до окончания войны. Это было первое женское формирование, которое распустили. Как сказала Дорис Бринкер Таннер, «битва за равные возможности женщин в армии была проиграна». Хотя летчицы доказали, что это успешный эксперимент, программу WASP было невозможно сохранить в условиях того социального давления, которое своими негативными материалами создавали СМИ и мощное лобби летчиков-мужчин, желавших получить рабочие места, занятые женщинами. После длительной борьбы за перевод женской службы в состав действующей армии генерал Арнольд и Жаклин Кохран были вынуждены признать свое поражение. Ошеломленные летчицы собрали вещи и разъехались по домам. А самолеты так и остались стоять на аэродромах по всей Америки, дожидаясь того часа, когда на них научатся летать мужчины. Несмотря на критику программы WASP в средствах массовой информации, которая возникла в результате попыток женщин стать военнослужащими до того момента, пока домой не вернутся пилоты-мужчины, летчицы пользовались уважением у мужчин и у высокого военного начальства. Так или иначе, женщины доказали свою физическую пригодность к управлению военными самолетами. Стойкий сторонник Женской службы пилотов ВВС генерал Арнольд произнес важную речь на последней церемонии выпуска 7 декабря 1944 года. Он сказал: «Мы больше не будем считать женские летные организации экспериментальными. Мы знаем, что женщины способны справиться с нашими самыми быстрыми истребителями, с нашими самыми тяжелыми бомбардировщиками. Мы знаем, что они могут перегонять машины, поднимать в воздух мишени, выполнять учебные и испытательные полеты, а также множество других задач. Мы, военнослужащие ВВС сухопутных войск, гордимся вами. Нам никогда не забыть, что мы перед вами в долгу». Негативное отношение к женской службе со стороны официальных властей вызывало острую боль и недоумение у летчиц, но они понимали, что их послужной список безупречен, а успехи у них выдающиеся. Некоторые женщины из WASP позже поступили на службу в новые ВВС США, но не в качестве пилотов. Большинство вышло замуж, завело семьи, вернулось на учебу или к довоенной работе. Кое-кто из женской службы продолжал летать и после войны. Члены WASP всю свою жизнь хранили воспоминания о том, что они стали первыми в Америке военными летчицами. Продолжение следует…

Warfare History Network (США): женщины в ВВС. Первая часть
© ИноСМИ