Отблеск победы в золотых куполах

Град Петров: 75 лет полного снятия блокады Ну что за чудо был Санкт-Петербург, и без того красавец, наше окно в Европу и сам по высшему разряду европейский город, в прошлогодние летние дни, гостеприимно, по-питерски, принимая чемпионат мира по футболу. Я бродил в разношерстной, разноязычной болельщицкой толпе, съехавшейся на берега Невы со всего Света, и вместе с ней ахал и охал, любуясь уникальными памятниками. Вроде бы для себя ничего нового не открыл, все десятки раз видел, регулярно наезжая сюда, в град Петров. Ан, нет, не мог оторвать взора от Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Инженерного замка, Исаакиевского собора, храма Спаса на Крови с их золотистыми куполами и шпилями, сверкавшими на солнце так, что, казалось, своими лучами, отблеском, словно мощными прожекторами, разрывает голубое небо, устремляясь во вселенную к планетам и звездам, а то и светит далеко за горизонт, за многие километры от Питера. Но было другое время. Война. Великая Отечественная.Без малого 80 лет назад. Страшное для страны, страшное для Ленинграда. Блокадное, почти 900 дней, когда стало не до восхищения замечательными сооружениями, произведениями архитектурного искусства, всемирным достоянием. Они превратились в мишени и ориентиры для вражеской авиации и артиллерии, которые лучше не придумаешь. Надо было срочно что-то предпринять, защитить эти важнейшие объекты, надежно укрыть эти цели-приманки. Однако как это сделать быстро и качественно, да еще под угрозой налетов и обстрелов? Среди знакомых молодого архитектора Наталии Уствольской по спортобществу "Искусство" было немало успешных покорителей вершин в горах Кавказа и Средней Азии. Почему бы не обратиться к ним за помощью? Идею поддержали в городском управлении культуры. Вместе со своим питерским коллегой Львом Бжилянским мы в свое время повествовали о тех событиях в сборнике "Добрыня", изданном в "Молодой гвардии". Думаю, в эти дни, когда страна готовится отмечать 75-летие полного снятия блокады Ленинграда, можно, пусть и в коротком пересказе, вернуться к тем незабываемым эпизодам в жизни города-героя. На нынешнее Рождество Владимиру Владимировичу Путину была оказана высокая честь – произвести полуденный выстрел из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. Наверное, как Президенту, но в большей степени, мне кажется, как знатному жителю родного для него города. И столь же приятная миссия – совершить ровно в 12.00 традиционный выстрел – была предоставлена заслуженному тренеру страны Михаилу Михайловичу Боброву, когда он, Почетный гражданин Санкт-Петербурга, отмечал свое 90-летие. (Не берусь утверждать, но не исключено, что когда Путин учился в университете, преподавателем физического воспитания у него, как и Дмитрия Анатольевича Медведева, мог быть Бобров; долгие годы после увольнения из армии он возглавлял в ЛГУ эту кафедру.Ну а уж про занятия Путиным самбо и дзюдо точно должен был знать, хотя бы по успехам будущего Президента в студенческих городских турнирах). Упоминание Боброва, одного из тренеров наших пятиборцев на дебютной Олимпиаде-1952, многолетнего руководителя городской федерации этого вида спорта, конечно, не случайно. Еще до войны он успешно освоил профессию инструктора альпинизма, подтвердив свою высокую квалификацию многими сложными восхождениями, а с ее началом, добровольцем уйдя на фронт, оказался в специальном отряде разведчиков и несколько раз побывал в тылу немцев. И, наверное, продолжал бы добывать важные сведения, однако был контужен и отправлен на лечение в госпиталь, располагавшийся в Михайловском замке. Здесь-то его разыскал посыльный штаба фронта и вручил повестку прибыть в Смольный. Почти одновременно такие же повестки получили его коллеги альпинисты – Алоиз Земба, осветитель киностудии "Ленфильм", сотрудница спортобщества "Искусство" Александра Пригожева, выпускница консерватории и руководитель хора в одном из дворцов культуры Ольга Фирсова. Они и составили костяк группы, которой предстояло маскировать золотые вершины Ленинграда. Зима 1941-1942 годов выдалась суровой, температура за минус 40, а на высотах, где должны были работать, еще ниже. Строить леса вокруг высоченных шпилей было нельзя – попадет на них снаряд, может начаться пожар. Решили подниматься на альпинистских веревках. Очень опасно, но иной вариант не просматривался. Техникой подъема по отвесным скалам каждый из спортсменов владел, однако тут требовалось приспособить ее к условиям совершенно необычным. Высокие и тонкие шпили церквей и соборов раскачиваются постоянно – на горные хребты взбираться проще. Маскировку начали с Адмиралтейства. Перед этим тщательно изучили чертежи, старинные карты и схемы. На подготовку ушла неделя. В который раз проверили надежность страховочного снаряжения: ведь, чтобы укрыть шпиль, надо было подниматься на высоту 72 метра, а еще на два метра выше – корона и кораблик. Как же все это надежно укрыть? Красить нельзя – при демаскировке отлетят нежные лепестки позолоты. Выход нашли – сделать чехол и набросить его на пикообразное сооружение, увенчанное знаменитым трехмачтевым фрегатом. На помощь привлекли летчика Владимира Судакова. Две недели он взлетал в небо в подвешенной к аэростату корзинке,чтобы на шарике возле кораблика установить и прочно закрепить блоки, через которые будут протянуты подъемные веревки. Выполнить столь сложную, более того, ювелирную, операцию мешал сильнейший ветер, и лишь на 15-й день, после нескольких неудачных попыток, наконец, удалось "пришвартоваться" к адмиралтейской игле. Теперь настала очередь связки Бобров – Земба. Там, наверху, им предстояло сделать все необходимые замеры и эскизы, чтобы потом мастера портного дела (обратились в одно из морских училищ) смогли сконструировать небывалых размеров выкройку и сшить по ней гигантский маскхалат. Он весил чуть ли не полтонны, и после того, как Бобров и Земба доставили его на место, за работу – плотно укрыть объект этим серым покрывалом – принялись Ольга Фирсова и Александра Пригожева. Девушек поочередно поднимали на коротенькой и неширокой скамейке, которую они прозвали "душегубкой". Малейшее неверное движение и… Никакого "и". За плечами обеих был не один совместный сезон в горах, и уверенность друг в друге придавала им дополнительные силы. Снизу все с замиранием сердца наблюдали за альпинистами. Фактически без всякой страховки они выполняли такие трюки, которым позавидуют циркачи и спортсмены-акробаты. Ткань быстро твердела на влажном ленинградском климате, да еще и при постоянном ветре, раскачивающем скамейку и, естественно, вершины тоже, так амплитуда раскачивания шпиля Петропавловского собора доходила почти до двух метров. Попробуй в такой ситуации приладиться прошить прочно иглой с ниткой мешковину… Это только один из эпизодов работы специальной маскировочной бригады, созданной при штабе противовоздушной обороны города. На других высотных объектах она была не менее опасна и тяжела. Однажды – это уже случилось при укрытии шпиля Инженерного замка – со стороны Дворцового моста вынырнул истребитель со свастикой на борту. В это время Ольга Фирсова, раскачиваясь на "душегубке", предпринимала первую попытку маскировки. Самолет пронесся около нее так близко, что ей удалось даже разглядеть лицо пилота. Он выпустил длинную очередь, пронзившую чехол. Фирсова была на волоске от гибели… В другой раз вся четверка попала там же, на крыше-козырьке у основания шпиля, под бомбежку – снаряды разорвались буквально рядом. Чудом уцелели. А впереди ждал Петропавловский собор - с удаленностью от земли в 122, 5 метра верхней точки креста, держащего ангел. К тому моменту Михаила Боброва отправили воевать на Кавказ – там формировались горнострелковые отряды для противостояния немецкой дивизии "Эдельвейс". Дистрофия, истощение голодом свалили с ног Алоиза Зембу, умерла Аля Пригожева. Осталась одна Фирсова с твердой решительностью продолжать работу и мыслью: "Если не я, то кто?" Но ей срочно требовались помощники. Удивительное дело: кольцо блокады сжималось все туже, а мужественный город жил, боролся, заполнял зал на спектаклях Театра музыкальной комедии. В Большом зале филармонии под руководством дирижера Карла Элиасберга звучала Седьмая (героическая Ленинградская) симфония Дмитрия Шестаковича, партитуру которой доставили из Куйбышева. Когда и сейчас ее слышишь, все клокочет внутри, буря эмоций, мороз по коже… Среди исполнителей был виолончелист Михаил Шестаков. Блестящий музыкант, ему прочили большое будущее, однако он, влюбленный в горы, весь свой досуг отдавал спортивным тренировкам, каждый раз разрабатывая новые скальные маршруты. Вместе с ним их штурмовала и Ольга Фирсова. А еще один оркестрант, и тоже, кстати, виолончелист, Андрей Сафонов, он ведь тоже альпинист… В общем, мало кто из присутствовавших на легендарном концерте знал, что оба они уже будут через несколько дней в команде Фирсовой маскировать Петропавловку, а с ними Татьяна Визель, дочь хранителя музея Академии художеств, которую Ольга неожиданно встретила, получая продуктовые карточки; Татьяна все в той же секции в ДСО "Искусство" славилась как хороший верхолаз. По Ленинграду ходили слухи, что исторические высотные объекты укрывает от врага целый отряд бойцов, а их была всего небольшая горстка, которая день за днем – на морозе, в метель, под дождем, даже ночью, потому что днем чуть ли не каждый час объявляли воздушную тревогу,- не прекращала свою работу. Особенно тяжело пришлось в 1943 году, когда обстрелы не прекращались сутками. Фактически при каждом подъеме альпинисты мысленно прощались с жизнью, но они отгоняли эту мысль, взбираясь на макушки зданий. … 27 января 1944 года Ленинград полностью освободился от пут блокады. Наконец можно обнажить шпили и купола, снова любоваться их красотой, однако военную "одежду" снимать с них не спешили, решили подождать до полного разгрома врага в его логове. И только в канун 1 мая 1945 года поступила столь долгожданная команда. Его доверили исполнять Ольге Фирсовой. В полдень 30 апреля она начала свой исторический подъем к шпилю Адмиралтейства, чтобы сбросить с него чехол, открыть его лучам солнца и взорам ленинградцев. Ленинград ликовал, Адмиралтейская игла вновь предстала во всем своем великолепии. Победа! … Сворачиваю с бурлящего от обилия футбольных болельщиков Невского проспекта на Садовую, медленно двигаюсь к Инженерному замку, закидываю голову и фокусирую свой взгляд на его куполе. Вдали, за мостом, пронзает голубое небо шпиль Петропавловской крепости. На Садовой еще и Никольский собор. Да сколько их, таких памятников, золотых вершин нашей великолепной северной столицы! Неужели? Как они смогли? Смогли! Великолепная семерка. Не киношная – реальная. К слову, в дни празднования 50-летия Победы в Великой Отечественной войне Ольга Афанасьевна Фирсова (ей было 84 года) совершила еще одно восхождение к золотому куполу Петропавловки, правда, по лестничным ступеням, что тоже непросто в таком возрасте. И как ту не сказать, что еще в молодости, штурмуя Эверест, она отморозила ноги и ей грозила ампутация… Рассказываю об альпинистах, а в памяти всплывают имена наших первых олимпийских чемпионов Галины Зыбиной и Юрия Тюкалова. Они ведь тоже блокадники, дети блокады. 12-летний Тюкалов тушил пожары, помогал ослабевшим людям. 11-летней Зыбиной подставляли под ноги деревянный ящик, чтобы она могла работать на токарном станке, вытачивать какие-то детали, нужные фронту, а до завода девочка трудилась в совхозе. У обоих медали "За оборону Ленинграда". Знаменитый тренер легкоатлетов Виктор Алексеев (Зыбина одна из его многочисленных блестящих учениц) обучал бойцов штыковому бою. Владимир Ганкевич, уверенно подкрадывавшийся к отметке 2 метра в прыжках в высоту (до войны такая высота покорялась в стране лишь нескольким спортсменам), служил в оперативном управлении штаба фронта и, кстати, уже полковником в семидесятые годы защитил докторскую диссертацию на тему обороны Ленинграда. Один из сильнейших ленинградских мотогонщиков довоенной поры Борис Светланов (будущий известный спортивный фотокорреспондент) помогал прокладывать "Дорогу жизни". Это и в их честь на площади Победы возведен Монумент героическим защитникам Ленинграда. Города-героя Ленинграда. В его сооружении участвовал и скульптор Юрий Тюкалов, Почетный гражданин Санкт-Петербурга, двукратный олимпийский чемпион. Редакция ИА "Российский Стадион" горячо поздравляет отважных питерцев со славной датой, знаменательной для всей России – 75-летием полного снятия блокады! Примечание, не относящееся вроде к теме, однако… В эти дни с большим успехом по стране идет демонстрация фильма "Т-34". Из Лаоса в Подмосковье доставили 30 этих легендарных танков, считавшихся лучшими в период войны. В числе его создателей, вместе с Михаилом Кошкиным, Александром Морозовым, Николаем Кучеренко, был и отец Ольги Фирсовой талантливый инженер Афанасий Фирсов, который с детства увлек дочь в горы. Они стали ее жизнью. Михаил ШЛАЕН

Отблеск победы в золотых куполах
© Российский стадион