"Эмоциональный интеллект": для чего топ-менеджеры получают степень MBA
Президент крупнейшей в мире ассоциации бизнес-образования AACSB International Том Робинсон принял участие в Гайдаровском форуме – 2019, который состоялся в Москве. В эксклюзивном интервью РИА Новости международный эксперт дал собственный прогноз по развитию бизнес-школ и изменению роли топ-менеджмента. ‒ Как вы оцениваете российское бизнес-образование? Оно признается за рубежом? ‒ Российские бизнес-школы имеют высокий уровень развития и большой потенциал. На текущий момент в России более ста бизнес-школ, многие из которых сотрудничают с Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) и активно укрепляют свои позиции в мире. Тот факт, что российские бизнес-школы в большинстве случаев не представлены в глобальных рейтингах, объясняется просто: для этого нужно получить аккредитацию одной из международных организаций, такой как ассоциация AASCB или фонд EFMD. Что касается AASCB, то открытие офиса организации в Амстердаме в 2015 году (нацеленного на рынок EMEA/ЕБВА) позволило нам активнее развивать отношения с российскими бизнес-школами и постепенно приступить к процессу их аккредитации. ‒ Мы живем в эпоху протекционизма и санкционной политики. У вас не возникает ощущения, что на фоне пересмотра бизнес-отношений классические знания и кейсы, которые преподаются в бизнес-школах, становятся нерелевантными? Какие изменения нужно привносить в бизнес-образование? ‒ Да, учебные планы и образовательные программы действительно необходимо адаптировать под постоянно меняющиеся социальные и экономические условия, особенно в эпоху активной цифровой трансформации. Сегодня мы не можем использовать методики и форматы, которые применяли 10 лет назад. Бизнес-школам следует активно сотрудничать с бизнес-сообществом, совместно разрабатывать такие программы и образовательные инструменты, которые были бы востребованы в современных реалиях и в будущем. В этом бизнес-школам могут помочь бизнес-консультанты – представители бизнес-сообщества, которые дают рекомендации, каким образом следует трансформировать учебные программы, чтобы они отвечали актуальным тенденциям бизнеса. Что касается самих тенденций, среди них можно отметить активное развитие программ по анализу данных и развитию "soft skills". Речь больше не идет исключительно о предпринимательских навыках. ‒ Что вы подразумеваете под "soft skills"? ‒ Умение анализировать и синтезировать информацию, выстраивать эффективную коммуникацию, а также умение вести переговоры и устанавливать взаимоотношения. Другими словами, это базовые неспециализированные или "надпрофессиональные" навыки, которые пригодятся в любой сфере бизнеса. ‒ Каковы перспективы развития MBA в мире и в России в частности? ‒ Изначальная цель программ MBA заключалась в подготовке кадров для работы в крупных компаниях. Однако сейчас бизнес-образование стало более вариативным. Мы отмечаем растущую популярность узкоспециализированных программ. Тем не менее, программы MBA сохраняют актуальность и совершенно точно не потеряют ее в будущем. Скорее всего, они несколько поменяют свою специфику. Сегодня на ранних этапах карьеры молодому специалисту не нужен MBA ‒ ему требуются глубокие знания в определенной области. В дальнейшем, получив практический опыт работы в выбранной сфере, человек начинает задумываться о возможностях дальнейшего карьерного роста и развития управленческих навыков. Именно это сегодня и является основной целью большинства программ MBA. ‒ Что вы думаете об актуальности программ MBA для молодых предпринимателей? ‒ Такие программы становятся все более востребованными, и речь идет не только о молодых предпринимателях и стартапах. Здесь можно говорить обо всех компаниях, которые разрабатывают новые продукты и сервисы. Дело в том, что в текущих условиях развития технологий условия для предпринимателей выглядят примерно одинаковыми. Например, цикл разработки и запуска продуктов сокращается, происходит быстрый переход от прототипов до интеграции технологий в бизнес-процессы. Если рассмотреть наиболее быстроразвивающиеся направления подготовки, то можно отметить программы анализа данных и инновационных технологий. ‒ На какие программы наблюдается максимальный спрос? ‒ Среди наиболее интересных на сегодняшний день бизнес-школ я бы отметил международную школу Empresa в Мадриде, которая совместно с представителями бизнеса развивает практико-ориентированные программы MBA и использует новые форматы обучения. На базе Empresa существует программа "комбинированного" получения знаний. Студенты чередуют традиционный формат обучения с онлайн-курсами, которые можно пройти из любой точки мира. Это качественная комбинированная программа, реализованная в рамках сотрудничества с бизнес-сообществом, что делает ее особенно успешной. ‒ Какова ценность MBA для топ-менеджмента компаний? Чему учить современного топ-менеджера? ‒ Если вы посмотрите список Financial Times топ-100, то вы увидите, что СEO компаний, представленных в нем, проходят обучение в бизнес-школах, 90% из которых аккредитованы AACSB. Иными словами, они выбирают те программы, которые имеют аккредитацию и определенное положение в мировых рейтингах. Руководители получают степень MBA для развития лидерских качеств, коммуникационных навыков и эмоционального интеллекта. Одна из главных задач руководителя в текущих условиях – способность объединять людей вокруг проекта или идеи, направлять их развитие и выступать партнером. Кроме того, на сегодняшний день снижается важность строгих иерархичных структур. В современном бизнесе происходит переход от парадигмы "сотрудники отчитываются перед руководителями" к "руководитель поддерживает сотрудников". ‒ Не могли бы вы дать собственный прогноз развития бизнес-процессов в компаниях, бизнес-образования и роли лидеров в условиях цифровой трансформации? ‒ Значительное влияние на бизнес-процессы сегодня оказывают автоматизация и искусственный интеллект. В обозримом будущем большая часть рутинных задач будет автоматизирована благодаря компьютерам, роботам и пр. Все это потребует перехода человеческих навыков на новый уровень. В условиях отсутствия рутинных операций людям потребуется использование более креативных подходов к работе, поиск новых путей решения бизнес-задач. Все это окажет влияние на обучение, работникам потребуются программы переподготовки и получения новых знаний. Именно поэтому бизнес-школам следует обучать студентов использованию agile-подхода в работе, а также развитию навыков непрерывного обучения. Бизнес-образование сохранит курс на практико-ориентированное обучение, в рамках которого студенты будут заниматься решением реальных бизнес-задач либо запуском собственного бизнеса с поддержкой школы. Бизнес-школы будут предоставлять консультационные услуги бизнесу и получать постоянный поток реальных бизнес-задач, а компании смогут искать наиболее перспективных студентов и привлекать их к работе. Роль руководителей в будущем будет смещаться с ориентации на стратегию в сторону тактики. В современных условиях практически невозможно принять стратегию на 5 лет и придерживаться ее постоянно – все может измениться в течение 1 года. Кроме того, роль топ-менеджмента будет заключаться в выстраивании корпоративной культуры, базирующейся на открытости к инновациям и изменениям. Справка: Сегодня глобальная образовательная сеть AACSB представляет почти 1600 организаций-членов в 100 странах и более 830 аккредитованных бизнес-школ в 54 странах. Членами сети AACSB также являются известные российские бизнес-школы, в том числе Высшая школа экономики Санкт-Петербурга, Бизнес-школа Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС и другие.