Черта бедности в России: разобьем градусник и придумаем новый?
На прошедшем в Москве X Гайдаровском форуме одной из самых острых дискуссионных тем стала социальная политика. Вице-премьер Татьяна Голикова отчиталась: число проживающих за чертой бедности россиян за истекший год сократилось на полпроцента, и теперь таких граждан не 13,8%, а 13,3%. И пообещала пересмотреть методику расчета прожиточного минимума (ПМ). Вроде как новая схема должна быть готова к следующему году. Над этим уже работает группа специалистов и чиновников. Кроме того, вице-премьер заявила о необходимости «по-новому осмыслить сами подходы к оценке бедности», «перейти на более современные стандарты». Еще чиновники говорили про необходимость адресной соцпомощи, а не такой, как сейчас. И о том, что если преодолевать бедность с помощью раздачи денег тем, у кого наблюдается дефицит доходов, то на это потребуется 800 млрд руб. в год. Это подсчеты главы Минтруда Максима Топилина, который, впрочем, дал понять, что таких сумм в бюджете нет. Другую точку зрения высказала директор Института соцанализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малеева. Она уверяет, что уровень «субъективной» бедности (состояние, когда человек получает зарплату выше ПМ, однако на жизнь ее все равно не хватает) в стране составляет целых 25%, то есть это четверть россиян. Ну что тут можно сказать? Позиция чиновников напоминает ситуацию, когда врач выясняет, что у больного высокая температура, и предлагает разбить градусник и придумать новый. Конечно, можно и нужно совершенствовать методику подсчета ПМ, но совершенно очевидно, что число бедных в России растет. И по какой бы статистике их ни считали, речь идет минимум о 20 млн россиян. Но если поменять методику подсчета в приятную для правительства сторону, окажется, что бедных всего 15 млн. Что изменится-то? Все равно эта цифра запредельная и унизительная для страны, которая претендует на то, чтобы быть одной из ключевых экономик мира. Поэтому совершенствованием статистической методики тут не обойдешься. Это все лукавство. Конечно, нужно вводить адресную социальную помощь. Увы, в этом плане мы не очень преуспели, хотя первая попытка была сделана еще правительством Гайдара. В каких-то областях есть продвижение – скажем, в Москве с жилищными субсидиями, – но в целом по стране адресная соцпомощь не работает. Дальше. Неважно, какую форму социальной поддержки выбрать – в конечном итоге все упирается в деньги. И в то, какие приоритеты видит власть. Сейчас ситуация с бюджетом вполне приличная: он был профицитным в 2018-м и таким же запланирован на 2019–2020 годы. Поэтому выделять или нет деньги на бедных – вопрос исключительно политической воли и приоритетов. Но если у вас главные бенефициары бюджета – силовые ведомства, значит, вы не будете бороться с бедностью или развивать здравоохранение и т.д. А если для вас приоритет – уменьшить число малоимущих, значит, надо просто перераспределить бюджетные расходы. Андрей Нечаев,министр экономики РФ в 1992–1993 гг. Андрей Нечаев // Фото: Global Look Press * * * Материал вышел в издании «Собеседник» №02-2019 под заголовком «Разобьем градусник и придумаем новый?».