Выставки недели: выбор «Артгида». Январь 2019
Дэвид Боуи. Человек, который упал на Землю Центр фотографии им. братьев Люмьер до 31 марта Стив Шапиро — выдающийся фотограф, успевший поработать с Вуди Алленом, Бобби Кеннеди и Мохаммедом Али, по произведениям которого можно смело изучать историю американских 1960-х. Именно его глазами Центр фотографии им. братьев Люмьер предлагает посмотреть на Дэвида Боуи — легенду современной музыки и поп-культуры. Ядром экспозиции стали редкие кадры 1970-х годов — фотографии совместного выступления Боуи и Шер на программе «Шоу Шер» и сцены съемок фильма «Человек, который упал на Землю», окончательно закрепившего за Боуи образ инопланетного существа. Среди них немало узнаваемых портретов музыканта, которые мелькали на обложках его альбомов (Station to Station, Low и Nothing Has Changed). [Подробнее] Кирилл Савченков. Ch(k)ris(tin). Close air support. 2018. Фрагмент инсталляции в Музее Вадима Сидура. Courtesy MMOMA Кирилл Савченков. Ch(k)ris(tin). Close air support Музей Вадима Сидура до 27 января В художественной практике Кирилла Савченкова будущее уже наступило: его интересует сверхчеловеческая природа постсингулярного мира, в котором искусственный интеллект действует наравне с человеческим. Он создавал тотальную инсталляцию, посвященную проблемам ориентирования и выживания человека в эпоху войн и кризисов (Office of Sensitive Activities / Applications Group), и учебный центр, в котором воспроизводились механизмы корпоративной культуры и дух нового капитализма (Horizon Community Workshop). На этот раз художник исследует отношения между словом и кодом: в Музее Сидура Савченков создал мультиканальную аудиоинсталляцию, работающую на пересечении нескольких звуковых зон и эха. [Подробнее] Оскар Рабин. Неправда. 1975. Холст, масло. Собрание Tsukanov Family Foundation Оскар Рабин. Hommage Мультимедиа Арт Музей до 17 февраля В начале ноября скончался Оскар Рабин — знаменитый нонконформист, один из организаторов «Бульдозерной выставки» и душа «Лианозовской группы», в которую входили художники Лидия Мастеркова, Владимир Немухин и Лев Кропивницкий и поэты Генрих Сапгир, Игорь Холин и Ян Сатуновский. Выставка в МАММ была собрана в рекордные сроки усилиями нескольких коллекционеров и музеев, открывшись на 40-й день со дня смерти художника. Здесь встретились работы советского периода — мрачные пейзажи, куски серого неба, натюрморты с селедкой на газете, соединяющие сарказм и лиризм, быт и бред, как писал о творчестве художника поэт Всеволод Некрасов, и немного «позднего» Рабина, выбравшегося из подполья, фиксирующего повседневную жизнь парижских улиц. [Подробнее] Марсель Бротарс. Прекрасная картина. Около 1963–1964. Дерево, малярные валики, кисти, сфера из пластика, гипс, губки. Собрание Мари-Пак Бротарс. © Estate Marcel Broodthaers Марсель Бротарс. Поэзия и образы Музей современного искусства «Гараж» до 3 февраля Бельгийский концептуальный художник Марсель Бротарс (1924–1976) разработал не просто оригинальную авторскую поэтику, но целую парадигму мышления, в русле которой начинали работать новые поколения художников по всему миру. Ему принадлежат оригинальные работы в жанре видео и книги художника, объекты из материалов вроде яичной скорлупы и устричных раковин, проекты на стыке визуального искусства и поэзии. На выставке в «Гараже» собрано около 80 произведений, в которых переосмысляются не только исполнительские техники, но и суть музейного экспонирования как феномена культуры. [Подробнее] Михаил Ларионов. Петух (лучистый этюд). 1912. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея Михаил Ларионов Новая Третьяковка до 20 января Последние выходные работает выставка Михаила Ларионова — изобретателя лучизма, первого в России опыта беспредметной живописи. Кроме того, вместе с Наталией Гончаровой он привил русскому искусству интерес к детскому рисунку, примитиву, иконе и каллиграфии. Однако искусство Ларионова важнее и шире лучизма как теории. Ретроспектива в Третьяковской галерее включила в себя произведения, отражающие творчество художника в полном объеме, — от раннего неопримитивизма до позднего «реализма», к которому Ларионов пришел во Франции. Всего в экспозицию вошло около 500 экспонатов, многие из которых выставляются в России впервые. [Подробнее]